Декоративно-прикладное искусство России

Декоративно-прикладное искусство — широкий раздел художественного творчества, который охватывает различные отрасли профессиональной деятельности, направленной на создание изделий, тем или иным образом совмещающих утилитарную и художественную функции. Собирательный термин, условно объединяет два обширных рода искусств: декоративное и прикладное. Иногда эту область вместе с дизайном именуют предметным творчеством.

Жостовская роспись

Жостовская роспись

Жостовская роспись — народный промысел художественной росписи металлических подносов, существующий в деревне Жостово Мытищинского района Московской области. Промысел возник в середине XVIII в. на Урале, где были расположены металлургические заводы Демидовых. Только в первой половине XIX в. подносы стали изготавливать в деревнях Московской губернии: Жостове, Троицком, Новосельцеве. Подмосковный промысел вскоре стал ведущим.

Палехская живописная миниатюра

Ее неповторимый знак — яркая темпера и золото на черных лаковых изделиях из папье-маше: ларцы и шкатулки, панно и футляры, броши и пудреницы, портсигары и коробочки. Изначально промысел в Палехе возник в XVII в. как иконописный. Палехские иконы славились особой тонкостью письма с активным применением золота на одеждах святых и в орнаментах. Сам же стиль миниатюры сложился под влиянием московской, новгородской, строгановской и ярославской школ.

Вологодское кружево

Вологодское кружево

Застывшие краски северной зимы — так называют особенное явление в народном искусстве Русского Севера. Начало промысла как создание нового вида русского кружева, плетенного на коклюшках (деревянных палочках), относится к 1820 г. В имениях помещиков близ Вологды крепостные выплетали отделки к платьям и белью. Вологодские кружева неоднократно получали высшие награды: золотую медаль в Париже в 1925 г., Гран-при в Париже в 1937 г., золотую медаль в Брюсселе в 1958 г. Там же вологодский занавес «Русские мотивы» был отмечен высшей наградой Гран-при.

Федоскинская миниатюра

Федоскинская миниатюра

Промысел зародился в 1795 г. в селе Данилково, затем перенесен в соседнее село Федоскино Мытищинского уезда. Здесь и в настоящее время сохраняют традиционную технологию изготовления лаковых шкатулок из папье-маше. В ее основе лежит классическое многослойное письмо масляными красками. В этой технике писали Леонардо да Винчи, Карл Брюллов, Рубенс. Виртуозное владение прозрачными лессировочными красками, яркость которых усиливается контрастом с мерцающим черным лаковым фоном, сделало произведения федоскинских миниатюристов популярными как в России, так и в Европе.

Оренбургский пуховый платок

Оренбургский пуховый платок

Оренбургский пуховый платок — один из символов России. Это и теплый тяжелый платок-шаль, и тонкий легкий ажурный платок-паутинка. Впервые за рубежом платки были представлены на Парижской международной выставке 1857 г. До сих пор образцом считается платок знаменитой мастерицы прошлого Настасьи Яковлевны Шепковой: пять аршин в длину и пять в ширину, да чтобы не только в золотое кольцо прошел, но и в скорлупу гусиного яйца уместился.

Дымковская игрушка

Дымковская игрушка

Дымковская игрушка — один из самых старинных промыслов России, существует на вятской земле (Кировская область) более 400 лет. Возникновение игрушки связывают с весенним праздником Свистунья, к которому женское население слободы Дымково лепило глиняные свистульки в виде коней, баранов, козлов, уточек. В 1958 г. 60 работ мастериц переданы в фонд Международной академии керамики в Женеве.

Ростовская финифть

Ростовская финифть

Промысел существует с XVIII в. в городе Ростове (Ярославская область). Финифть — это древнерусское название эмали, прочного стекловидного покрытия, нанесенного на металлическую основу (стальной, медный, серебряный, золотой лист), выполненного специальными красками (изобретенными в 1632 г. французским ювелиром Жаном Тутеном) на основе стекла с добавлением различных оксидов металлов и закрепленного обжигом в печи. По художественному уровню изделий ростовская финифть входит в первую десятку лучших народных промыслов России.

Гжельская керамика

Гжельская керамика

Гжельскому промыслу недавно исполнилось 670 лет. Это визитная карточка России. Гжель включает около 30 подмосковных сел и деревень, объединенных названием «Гжельский куст». Она упоминается в духовной грамоте Ивана Калиты. Иван Грозный обозначил ее как государеву дворцовую волость, то есть собственность царского двора. В статистическом описании Московской губернии 1811 г. гжельская посуда называется «лучшею из всех делаемых в России сего рода посуд».

Златоустовская гравюра на стали

Златоустовская гравюра на стали

С начала XIX в. город Златоуст — центр художественной гравюры на металле Урала. Первоначально украшалось боевое оружие: сабли, кортики, шпаги. Со второй половины XIX в. гравюра используется при изготовлении бытовых вещей: кубков, портсигаров, письменных приборов и т. д. В годы Гражданской войны гравированные с золочением сабли были преподнесены от завода К. Е. Ворошилову и С. М. Буденному. Лучшие образцы гравюры и украшенного холодного оружия хранятся в сокровищницах России — Эрмитаже и Оружейной палате Кремля.

Торжокское золотное шитье

Торжокское золотное шитье

Промысел известен в Торжке с XIII в. Вышивка выполнялась серебряными и золотыми нитями, и украшались ею предметы одежды: обувь, пояса, воротники, костюмы и церковные облачения. Использовался цветочный орнамент. Творения золотошвей экспонировалось в Нижнем Новгороде, Москве, Филадельфии, Турине, Париже, Милане, Нью-Йорке, Брюсселе, Осаке. Изделиями золотошвей оформлены Георгиевский зал в Кремле, Андреевский зал Большого Кремлевского дворца, выполнена обивка трех царских тронов с именными монограммами.




Поделиться ссылкой