Греческое классическое искусство (около 500-320 гг. до н. э.)

Интерес древних греков к человеку, разуму и природе в полной мере отразился в искусстве. Восхищение человеком и природой выражалось в пристальном внимании к окружающей реальности, но вместе с тем восторг перед красотой бытия повлек за собой идеализацию этих наблюдений. Смешение натурализма и идеализма обрело форму, которую мы сегодня называем классическим греческим искусством.

Союз греческих городов сложился после победы греков над персами в 480 г. до н. э. Ощущение силы и уверенности, надежды на мирную жизнь, охватившее греков, проявилось в новом расцвете искусства. Творческий подъем затронул жизнь нескольких поколений, но именно тридцать лет существования союза городов стали наиболее продуктивными.

Техническое совершенство

В отличие от египетских мастеров, греков интересовала жизнь, а не смерть. Все их усилия были направлены на развитие личности. Олимпийские игры (первое упоминание о них относится к 776 г. до н. э.) свидетельствуют о стремлении к физическому совершенству. Поддерживая существующие в обществе ценности — идеальные интеллектуальные и физические качества, — художники изображали совершенные тела в безупречном пространстве. Вера в то, что боги похожи на идеальных людей, была частью культа красоты.

Самый мощный творческий подъем наблюдался в Афинах, где произведения искусства — рельефы, росписи, статуи — украшали общественные и религиозные центры. Среди сюжетов — мифы, герои, боги и богини.

Все персонажи изображались молодыми, полными сил, стройными, с безупречными пропорциональными торсами и мускулистыми конечностями. В этом заключалась революционная идея. Прежде во всех культурах изображаемые объекты намеренно упрощались либо их стилизовали.

Здесь же художник впервые пристально изучал модель и пытался изобразить ее максимально правдоподобно. Впервые появились перспектива и текстура, а в попытках отразить подлинную жизнь художники не пропускали ни малейшей детали. Даже сильно поврежденные, произведения этого периода являются образцами мастерства и наблюдательности творцов. Из-за особенностей климата, а также потому, что многие картины писали по дереву, большая часть произведений греческой живописи не сохранилась, но существуют их древнеримские копии.

Краска стерлась со статуй, но их живые лица, должно быть, вызывали невероятный восторг у простых горожан, которые никогда прежде ничего подобного не видели.

Скульпторы-новаторы

Впервые в истории стали известны имена художников, выделявшихся из общей массы анонимных ремесленников. У истоков классического искусства стояли три скульптора, а художественные традиции их школ сохранялись еще долго после их смерти. Мирон из Элефтер работал около 480-440 гг. до н. э. Он создавал статуи богов и героев, но стал известен благодаря образам атлетов в мощных, динамичных позах. Фидий (500-432 гг. до н. э.) считается одним из величайших греческих скульпторов, который способствовал возвышению Афин после победы над персами.

Фидий отвечал за сооружение главных скульптур города: он руководил постройкой Парфенона и создал его скульптурные украшения. Его статуя Зевса в Олимпии считалась в древности одним из семи чудес света. Он также является автором двух статуй Афины на Акрополе, одна из которых была столь велика, что ее видно было издалека, с моря. Творчество Фидия характеризуется пристальным вниманием к деталям и искусным выполнением складок ткани. Его современником был скульптор Поликлет, работавший в V — начале IV в. до н. э. Он создавал идеальные фигуры в расслабленных естественных позах, которые позднее сумели повторить мастера Ренессанса. Характерной чертой его стиля считается контрапост.

Фидий
Фидий
Статуя Зевса в Олимпии
Статуя Зевса в Олимпии
Греческий Парфенон
Греческий Парфенон
«Наша любовь к прекрасному не должна вести к расточительности; наша любовь к рассудительности не должна делать нас податливыми» Перикл (около 495-429 гг. до н. з.)

Идеальные пропорции

«Золотое сечение», как его называли греки, это соотношение пропорций, которое приятно человеческому глазу. Впервые золотое сечение использовали древние египтяне, а столетия спустя Леонардо да Винчи выразил это соотношение числом «фи», в честь Фидия, который применял данные пропорции в своей работе. Золотому сечению соответствуют внешние параметры Парфенона и все греческие скульптуры. Например, у статуи Афины расстояние от макушки до уха соотносится с расстоянием от лба до подбородка или от ноздри до мочки уха.

Леонардо да Винчи
Леонардо да Винчи

Греческие вазы

Изначально керамика не считалась видом искусства, но греки обратились и к ней в поисках совершенства. Их керамика была не только искусно изготовлена и изящна по форме, но и украшена росписями. Мастера периода классики изображали на поверхностях керамических сосудов сложные групповые композиции. Росписи на керамике дают нам представление о живописных полотнах того времени, поскольку вазописцы использовали опыт великих художников, своих современников, чьи работы ныне безвозвратно утрачены.

Дискобол

Совмещение подлинных и идеальных элементов отражает как преклонение греков перед физической красотой, так и интеллектуальные достоинства художников. Никогда прежде скульпторы не копировали живые модели. «Дискобол» Мирона, созданный около 450 г. до н.э., — убедительный пример скульптуры, изображающей тело в движении. Несмотря на то что подлинник утрачен, сохранилось несколько римских копий. Данная копия оригинальной статуи изображает юного атлета в момент, когда он готов метнуть тяжелый диск и тело развернуто перед броском. Физический облик дискобола вызывал всеобщее восхищение: тело его гармонично и спокойно, рельефные мышцы напряжены, но не гипертрофированы. Вся фигура выразительна, реалистична и безупречна — независимо от того, насколько правилен этот способ метания диска!

Копия «Дискобола» Мирона
Копия «Дискобола» Мирона

Контрапост

Придуманный мастерами итальянского Возрождения, термин «контрапост» описывает прием изображения человеческой фигуры при переносе тяжести тела на одну ногу — при этом плечи и руки располагаются в иной плоскости, чем таз и ноги. В эпоху Возрождения художники считали такой ракурс идеальным для портрета и часто копировали его, признавая, что именно Поликлет первым применил этот прием в своем творчестве.

Контрапост
Контрапост



Поделиться ссылкой