Полет человека в космос подхлестнул самые смелые фантазии. И не только мальчишек и писателей-фантастов, но и дизайнеров с архитекторами. И то, что началось как иллюстрация к космоопере и декорация к сериалу про космические приключения, однажды обрело реальные, вещественные формы.
Высокие технологии, давшие название стилю хай-тек, и вправду поражали воображение. К примеру, геодезические купола, технологию которых разработал Ричард Фуллер. Они оказались не только практичными, но и удивительно изящными.
Основатели стиля хай-тек Норман Фостер, Ричард Роджерс, Николас Гримшоу, Ренцо Пиано, опираясь на находки группы «Аркигрэм», совместившей идеи поп-арта и научной фантастики в архитектурных проектах, выработали ряд концепций, оказавшихся удивительно плодотворными.
Основные черты хай-тека: рациональное использование пространства, применение последних достижений в проектировании, строительстве и инженерии сооружений, лаконичные линии и формы.
Как и любое стилевое направление, хай-тек принято делить на ранний и поздний: смена поколений мастеров неизбежно вела к смене творческих ориентиров.
Поздний хай-тек стал очень престижным и очень дорогим — теоретик архитектуры Чарлз Дженкс называл сооружения этого периода «банковскими соборами». Их создатели из «бунтовщиков и ниспровергателей» переведены в «отважных первооткрывателей и новаторов»: Норману Фостеру пожаловано звание рыцаря.
Основные типы сооружений хай-тек — общественные, коммерческие, офисные здания: небоскребы, аэропорты, музеи, культурные центры, мосты, виадуки.
Свет моделирует пространства интерьера в стиле хай-тек: светильники техногенного вида спрятаны за панелями, часто встроенные, струнные, галогеновые. В дизайне интерьеров используются скульптура и живопись авангарда, черно-белые фотографии. Впрочем, последние тенденции допускают яркие тона густых насыщенных оттенков.
Прагматизм, сложная простота, скульптурная форма, гипербола, технологичность, структура и конструкция как орнамент, антиисторичность, монументальность — такой задел не мог быть исчерпан в одном стиле. На этой щедро «вспаханной» апологетами хай-тека почве выросли не менее полезные «плоды»: стили биотек, экотек и далее техно-экспрессионизм конца XX в.
Все наши фантазии опираются на реальность — даже инопланетяне у нас двуногие и головастые. Таки с хай-теком: где-то мы все это уже видели. «Чудовищные ребра» Центра Помпиду иронично перекликаются с готическими ажурами собора Нотр-Дам — все конструкции наружу, максимум свободного пространства внутри.
Практики хай-тека лишь насмешливо улыбаются: они и не порывали с традициями европейской архитектуры, не опровергали Витрувия — их произведения функциональны, в них есть своя красота. Архитекторы утверждают, что хай-тек стал поэтичным завершением одной эпохи, заложив основы следующей.