Возникший первоначально как стиль в оформлении интерьеров, рококо зародился в начале XVIII века. Первые образчики живописи в этой манере призваны были лишь дополнять интерьеры, и имели скорее декоративный характер. Но вскоре утонченные, легкие, чувственные произведения вошли в моду, и на свет явился новый художественный стиль — рококо.
Конец XVII и XVIII век называют веком Просвещения или эпохой Разума, что вполне точно характеризует время открытий в науке, технике и искусстве, когда традиционные общественные структуры подверглись переоценке. Ученые и философы утверждали, что знания и здравый смысл могут избавить человека от предрассудков и религиозного гнета, которые несут с собой страдания и смерти миллионов людей в религиозных войнах. Подобные взгляды широко распространились благодаря изданию энциклопедий. Книгопечатание сделало знания доступными, горожане покупали книги и памфлеты, что способствовало развитию независимости мысли. Социальные, политические и интеллектуальные реформы, ставшие результатом этого процесса, давали людям надежду на будущее, что, безусловно, повлияло на ситуацию в изобразительном искусстве.
«Кто вам сказал, что рисуют красками? Кто-то, может, и красками, а другой — чувствами» Жан Батист Симеон Шарден
В этот период политическая обстановка в Европе и Америке была менее напряженной, чем в предшествующее столетие. Философы выдвигали идеи личной свободы человека и демократии, а богатые люди открыто наслаждались своим положением, не испытывая более чувства вины, порождавшегося прежде религиозными представлениями. Стиль рококо стал видимой демонстрацией оптимизма того времени. Он обращался к чувствам, а не к разуму, подчеркивая превосходство красоты над философией.
Рококо назвали «французским стилем», по месту его зарождения. Великолепный дворец Людовика XIV (1638-1715), нарочито роскошный Версаль, породил идею, что искусство может просто служить украшением, а не воспитывать или обучать. Его наследник, Людовик XV (1710-1774), тоже окружил себя невиданной роскошью, но под влиянием своей фаворитки мадам де Помпадур (1721-1764) предпочитал более изысканный стиль. И декоративное искусство, и живопись отличали легкость и игривость. Никаких скрытых намеков, никакого морализаторства. Подобного рода художественные перемены стали модными сначала при дворе, потом среди высшей французской аристократии, а следом новое течение овладело умами буржуазии. Исторические и религиозные сюжеты уступили место романтическим сценам, мифологическим и вымышленным картинам, легкомысленным зарисовкам повседневной жизни.
Декоративность и легкость достигались изяществом рисунка, мягкими пастельными цветами и искусной манерой письма. Изысканные произведения живописи и скульптуры идеально дополняли архитектурные шедевры и прекрасные интерьеры. Сохранив некоторые сложные формы и достижения барокко, стиль рококо был, разумеется, менее масштабен, но все же имел и собственные отличительные черты — восточные мотивы, асимметричность композиции. После 1730 года, благодаря распространению гравюр и путешествиям знати, стиль проник за пределы Франции — в Италию, а потом и в другие страны Европы и в Америку.
Легкомысленное и игривое искусство рококо стало отражением «joie de vivre» («радости жизни»). Типичные картины рококо изображают беспечных аристократов в вымышленной обстановке — они резвятся, проказничают и флиртуют, пируют на природе, играют на музыкальных инструментах, частенько на фоне пасторального пейзажа или в роскошном будуаре. Главный мастер этого периода — Жан Антуан Ватто (1684-1721), обретший известность благодаря своим fetes galantes, «идиллическим сценкам», где элегантные дамы и господа отдыхают или действуют в неких воображаемых обстоятельствах. Любимый художник Людовика XV Франсуа Буше (1703-1770) прославился идиллическими работами на классические темы, аллегориями и портретами.
Оноре Фрагонар (1732-1806) иллюстрировал новый стиль утонченными, яркими, игривыми полотнами, идеально отобразившими жизнерадостность и беспечность французской аристократии накануне революции. Жан Батист Симеон Шарден (1699-1779) зафиксировал в деталях жизнь французской буржуазии, хотя его работы все же менее декоративны, чем живопись рококо в целом. Творчество Элизабет-Луизы Виже-Лебрен (1755-1842) испытало на себе влияние рококо, особенно заметно это в портрете Марии-Антуанетты — мягкие непринужденные мазки, выбор цветовой палитры.
Этьен Морис Фальконе (1716-1791) изваял изящные асимметричные статуи, изображавшие радость и любовь. В Англии элементы рококо проявлялись в творчестве сэра Джошуа Рейнольдса (1723-1792), Томаса Гейнсборо (1727-1788) и Уильяма Хогарта (1697-1764). В Италии Джанбаттиста Тьеполо (1696-1770) прославился своими потрясающими росписями и фресками, а Каналетто (1697-1768) и Франческо Гварди (1712-1793) — великолепными светлыми пейзажами в стиле рококо, где тщательно выписана каждая деталь.
«Тот, кто просто копирует природу, никогда не создаст шедевра» Джошуа Рейнольдс
Впрочем, период рококо длился недолго. Уже к концу XVIII века в Германии его высмеивали, называя Zopf и Perucke («косички» и «парики»), и вскоре стиль совсем вышел из моды, уступив место строгим античным стилизациям неоклассицизма.
Слово «рококо» появилось в конце XVIII века. Намекая на некоторые элементы, использовавшиеся в декоративном искусстве этого периода, термин «рококо» происходит, вероятно, от французского «rocaille» — «украшение из ракушек». Порой слово использовалось в его прямом значении, но зачастую определение стиля носило несколько пренебрежительный оттенок, намекая на его фривольность и легкомыслие.
В искусстве рококо преобладали мифологические сюжеты, с чувственными красавицами и амурчиками. Мягкие линии, асимметрия композиции и пастельные цвета идеально соответствовали тематике. Эта картина была написана по заказу фаворитки Людовика XV, мадам де Помпадур, для ее замка Бельвю неподалеку от Парижа. Юные пышные фигуры Венеры и херувимов в окружении дорогих тканей, словно сцена из театральной постановки, демонстрируют характерную для эпохи рококо роскошь, к которой столь откровенно стремилась мадам де Помпадур.