Исламское искусство: характерные черты

«О, Мухаммед! Я опечален, что не был твоим современником!»
Отто фон Бисмарк

В конце VI — начале VII столетия на Аравийском полуострове рождается новая религия, которой было суждено стать основой для весьма самобытного искусства. Пророк Мухаммед (ок. 570-632) проповедует идею объединения разрозненных арабских племен с помощью веры в единого бога. Так появился ислам и сформировалось новое государство — халифат.

Два мира, одна эпоха

С течением времени Арабский халифат подчинил себе огромные территории: Северную Африку, Среднюю Азию, значительную часть Европы...

В составе этого государства оказывались разные народы и национальности, но благодаря исламу, сформулировавшему довольно жесткие каноны изобразительного искусства, в творчестве арабов, берберов, иранцев появились общие черты, несмотря на их собственное древнее и богатое культурное наследие.

Мечеть Ибн-Тулуна, Каир
Мечеть Ибн-Тулуна, Каир

С первых десятилетий существования ислама на территории Арабского халифата начинают создаваться мечети. Строились они по образу и подобию дома пророка Мухаммеда: здание, уснащенное навесом, лежащим на столбах, и прилегающий к нему двор. Конечно, с течением времени и ростом благосостояния арабских владык появились гораздо более грандиозные постройки. Непременная деталь мечети — минарет, с которого муэдзины призывали мусульман на молитву.

Столкновение двух культур — христианской и исламской — протекало довольно бурно, наиболее явным проявлением этой борьбы стали крестовые походы. В самом Арабском халифате также имелось множество политических и религиозных противоречий; «золотым веком арабской культуры» (или «золотым веком ислама») принято считать период с середины VIII по первую половину XIII века, когда Арабский халифат был крупнейшим и могущественнейшим государством. Упадок его начался в эпоху позднего Средневековья, и с падением последнего арабского государства в Европе — Гранадского эмирата — история этой великой державы закончилась.

Именно в Гранаде до наших дней сохранился грандиозный архитектурный ансамбль Альгамбра, бывший когда-то резиденцией правящей династии (наибольшего расцвета Альгамбра, включающая в себя оборонительные укрепления, дворцы, башни, мечети и парки, достигла во времена правления династии Насридов, XIII— XV в.). Постройки, созданные арабами-маврами на Пиренейском полуострове и в Северной Африке, принято относить к мавританскому стилю — находясь в рамках искусства ислама, он, тем не менее, впитал в себя характерные местные черты. Для зданий и двориков Альгамбры характерны тонкие изящные колонны, подковообразные арки и так называемые мукарны — многочисленные ромбовидные впадины, из которых формируется свод потолка или арки.

Уже после падения Арабского халифата представитель исламской династии Великих Моголов Шах Джахан I возвел в Агре мавзолей-мечеть Тадж-Махал в память о своей супруге Мумтаз-Махал (ее имя обычно переводят как «Украшение дворца»). Это сооружение, окруженное четырьмя минаретами, по сей день считается одним из символов Индии, хотя по большому счету к «исконной» индийской культуре оно не имеет отношения. Но представить Агру без величественного и в то же время воздушного силуэта Тадж-Махала уже невозможно...

К числу старейших памятников исламской архитектуры относятся:

  • Мечеть Ибн-Тулуна, Каир
  • Мавзолей Саманидов, Бухара
  • Мечеть альАкса, Иерусалим

«Искусство идеального духа»

Основной особенностью арабского (исламского) искусства служит невероятное богатство и разнообразие орнаментов и практически полное отсутствие изображений живых существ. Объясняется это очень просто: считается, что художник, дерзнувший изобразить человека или животное(а тем более Аллаха или пророка), тем самым принял на себя божественные функции, на которые он не имеет никакого права. Ибо в день последнего суда именно к нему придут изображенные им люди и будут требовать вдохнуть в них душу — а живописец сделать этого по понятной причине не сможет. И наказание будет страшным. Правда, с расширением границ государства, по мере вливания в исламское искусство местных традиций запрет на изображение живых существ иногда ослаблялся. Но в отношении Корана и других священных книг он соблюдался неукоснительно — поэтому их всегда украшает только орнамент, где фантазия художника никак не ограничивается!

Альгамбра. Общий вид
Альгамбра. Общий вид

Арабские мастера использовали весь спектр художественных средств, доступный творцам Средневековья: резьба по дереву и камню, чеканка, ковка, мозаика, роспись, майоликовая плитка. Для того чтобы обозначать восточный орнамент Средневековья, в Европе был принят термин «арабеска» (от итал. arabesco — «арабский»). Первоначально арабески представляли собой лишь сочетание растительных и геометрических деталей, но постепенно к ним начали добавляться элементы каллиграфии. Как родился этот совершенно особенный вид искусства?

Собственно, арабская каллиграфия явилась на свет точно так же, как и искусство европейских переписчиков книг: благодаря необходимости проповедовать народу священное Слово. Каллиграфия возникла в процессе переписывания Корана и других важных для мусульман книг, поэтому ей придавалось огромное значение. Йакут аль-Мустасими, известный каллиграф XIII столетия, называл каллиграфию «искусством идеального духа».

Для достижения совершенной красоты и соразмерности надписи мастера высчитывали оптимальную высоту и ширину букв, учились идеально владеть движениями руки. Значение имело все: сила нажима, толщина линии, качество чернил — причем есть упоминания о том, что некоторые мастера, готовясь начать переписывание очередного экземпляра Корана, даже отправляли пузырьки с чернилами в Мекку, чтобы они «прониклись святостью». Единицей масштаба при расчетах параметров надписи считался один чернильный ромбик, который получался при прикосновении тростниковой палочки (пера) к поверхности бумаги или пергамента. Также пропорциональной основой считалась буква «алиф», представляющая собой вертикальную черту.

Мастера каллиграфии, овладевшие этим нелегким искусством, могли скомпоновать любую надпись, например, в виде очертаний цветка или любого другого предмета...

Орнаменты во внутренних двориках Альгамбры
Орнаменты во внутренних двориках Альгамбры

Мир на книжной странице

Исламская книжная миниатюра, вероятнее всего, зародилась в завоеванной арабами Персии (ныне Иран). К тому времени (VII-VIII века) персидское государство обладало невероятно высокой и развитой культурой, что позволяет некоторым искусствоведам заявлять, что не столько арабы-мусульмане завоевали Персию, сколько «Персия бескровно завоевала арабов».

«Невежество — самый страшный вид бедности» (Арабская пословица)

К числу древнейших дошедших до нас рукописей относится «Книга изображений неподвижных звезд» (1-я пол. XI в.) авторства Абд ар-Рахмана ас-Суфи. С течением времени многие города стали считать за честь иметь у себя одну или несколько школ, обучающих искусству книжной миниатюры. К числу подлинных шедевров можно отнести, например, иллюстрации манускрипта «Джами ат-Таварих» («Собрание летописей»). Эта историческая хроника была составлена визирем Рашид ад-Дином, а над ее оформлением в XIV столетии работали несколько сотен художников и каллиграфов. Ныне миниатюры находятся в Национальном музее Франции и нескольких частных коллекциях.

В том же XIV веке были созданы прекрасные миниатюры, иллюстрирующие книгу «Шахнаме» («Книга царей»). Это персидский национальный эпос, повествующий об истории государства, его правителях — причем исторические фрагменты перемежаются фольклорными и лирическими «вставками». Автором большей части текста был поэт Фирдоуси (ок. 935-1020). Особой же любовью иллюстраторов пользовался, видимо, правитель Ирана V века Бахрам Гур, который изображен то скачущим на коне, то охотящимся, то расправляющимся с врагами.

Миниатюра из манускрипта «Джами ат-Таварих» с изображением Чингисхана. XIV в.
Миниатюра из манускрипта «Джами ат-Таварих» с изображением Чингисхана. XIV в.

В XV столетии свет увидел еще один рукописный шедевр, оформленный художниками тебризской персидской школы, отличавшейся звонкими чистыми красками и сложной композицией: «Хамсе», или «Пятикнижие». Это собрание пяти известных поэм авторства знаменитого Низами.

Восточная книжная миниатюра очень декоративна и отличается невероятной тонкостью проработки деталей.




Поделиться ссылкой