Истоки средневекового искусства

«Искусство может переживать времена упадка, но оно вечно, как сама жизнь»
Ф. И. Шаляпин

 

Ни одно явление культуры не возникает просто так, на пустом месте. У любого стиля и направления, у любого мастера есть предшественники и последователи — даже если сам художник заявляет о желании создать нечто новое и небывалое. Ведь он в любом случае учитывает опыт предыдущих поколений — хотя бы затем, чтобы не соглашаться с ними!

И, говоря о средневековом искусстве, не стоит обходить вниманием отразившиеся в нем разнообразные культурные явления более ранних времен...

Средневековье «синтетическое»

Начнем с парадокса: несмотря на то, что искусство средневековой Европы проникнуто религиозной идеей, а главным заказчиком произведений искусства выступает Церковь, в нем сохраняются черты греческих и римских языческих традиций — казалось бы, отживших и официально объявлявшихся греховными. Шумные древние обряды в честь богов природы и веселья в Средние века воплощаются в традициях карнавала, святые на ранних средневековых фресках и мозаиках неуловимо похожи на персонажей античной мифологии.

Келлская книга. VIII-IX вв.
Келлская книга. VIII-IX вв.

«Но ведь Рим к IV веку нашей эры уже был христианским! — скажете вы. — А значит, наследуя античную культуру, Средневековье просто углубило и возвело в абсолют именно эти религиозные нормы!» И будете отчасти правы, но на тот момент многовековая традиция многобожия еще не была полностью побеждена христианскими догмами. Впрочем, здесь уместно вспомнить о Масленице — что это, как не языческий праздничный обычай, благополучно переживший века и тысячелетия и дошедший до наших дней?

Свой вклад внесли и варварские племена — готы, франки и многие другие, в среде которых на момент падения Римской империи языческие элементы были выражены очень ярко. Хотя в определенной мере — в первую очередь это касается варварской военной знати — они тоже были «христианизированы». Вообще этот своеобразный культурный обмен происходил на протяжении нескольких веков — как мы помним, в процессе развития государства Рим покорял все новые и новые территории, высокомерно называя «варварами» всех, кто не являлся римлянами. Ну а впоследствии именно варварам было суждено основать на месте бывшей империи свои королевства, ставшие основой государств Западной Европы...

Интересный пример — кельты. Эти воинственные племена, проживавшие в древности в Центральной и Западной Европе, создали очень самобытное искусство. До наших дней дошли ювелирные украшения, оружие, разнообразные декоративные накладки на ремни и конскую сбрую. С VI-III веков до нашей эры сохранились каменные и металлические изображения людей и животных, которые, возможно, носили ритуальный характер. Кельты любили сложные геометрические и растительные узоры.

«История — сокровищница наших деяний, свидетельница прошлого, пример и поучение для настоящего, предостережение для будущего» (М. де Сервантес)

После завоевания кельтов римлянами и оттеснения их на север кельтское искусство приходит в упадок, правда, его традиции к этому времени были восприняты и подхвачены многими проживавшими в Европе племенами.

Когда пала Западная Римская империя и начали создаваться новые государства, кельты удачно совместили в своем творчестве древние черты с крепнущими христианскими традициями. Яркий пример — так называемая «Келлская книга», четыре Евангелия на латинском языке, которую, как считает большинство историков, создали кельтские (ирландские) монахи на рубеже VIII—IX веков. Страницы манускрипта украшают великолепные миниатюры, невероятно сложные и многоцветные. В них явственно прослеживаются характерные черты кельтского стиля...

Именно так и рождалось средневековое искусство — с одной стороны, рушилась величайшая империя и на ее месте возникали новые государства, причем этот процесс был жестоким и кровопролитным; а с другой — происходило слияние разных культур, разных цивилизаций, породившее в итоге удивительное в своей сути явление!

Земное и небесное

Многим произведения средневекового искусства — особенно раннего — кажутся грубоватыми и примитивными по сравнению с творениями скульпторов и художников Древней Греции и Рима. Иногда это представляют как проявление варварских традиций. Да, отчасти это действительно так, но нужно отметить: эта «грубоватость» не является характерной чертой исключительно раннего средневекового искусства. Она проявилась уже в эпоху упадка Римской империи. Были и другие причины появления таких особенностей: во-первых, раннее Средневековье — это период непрерывных войн, что и отразилось в некотором «огрублении» образов. Во-вторых, с точки зрения христианской церкви человек — создание грешное, изучение человеческого тела — недостойная попытка анализировать творение Божие. Тело — лишь вместилище души. А значит, на первом месте должна быть не достоверность, а символическая глубина и иносказательность!

Именно образцы церковного, культового искусства Средневековья в основном дошли до наших дней. Храмовое зодчество и скульптура, изображения святых, мозаики на темы Священного Писания, церковная утварь... Церковь, как самый богатый феодал, могла позволить себе оплачивать труд многочисленных мастеров — зодчих, каменщиков, резчиков, переписчиков книг (книжная миниатюра — особый, интереснейший вид средневекового искусства!). Служители Бога прекрасно понимали возможности искусства в деле влияния на умы и не жалели средств на «зримое воплощение Библии». Тем более что абсолютное большинство простого народа тогда было попросту неграмотно и постулаты веры могло воспринимать лишь через зрительные образы и проповеди. Ничего удивительного, что особое значение в средневековой культуре занимает храм, ведущая роль отводится архитектуре. Условно говоря, в первую очередь именно пространство храма концентрирует в себе все основные направления искусства: скульптуру, живопись, мозаику, витражи...

«Наивысшая задача любого творчества — найти необычное в обычном и обычное в фантастическом» (Д. Дидро)

Важным элементом любой культуры всегда был народный фольклор. И древние сказки, и предания в эпоху Средневековья, конечно, трансформировались, но не утрачивали своих исконных черт — яркости, образности, меткости. И поэтому иногда — например, на страницах средневековой книги среди переплетений сложного орнамента или на каменной резной колонне — мы вдруг можем встретить сказочных персонажей, представленных в явно непотребном с точки зрения духовности виде. Впрочем, подобные изображения трактуют и как наглядный символ греха, который непременно будет наказан. Ведь основными приоритетами средневековой культуры были вера, небесная чистота и духовная сила.




Поделиться ссылкой