«Кино—это жизнь, из которой вырезано всё скучное.»
Альфред Хичкок
Почему всем так нравится кино? Потому что это квинтэссенция жизни. Глядя на экран, можно оказаться в различных, самых увлекательных ситуациях, в компании интересных персонажей, пережить драмы, посмеяться и поплакать, сделать для себя выводы и даже изменить свою собственную жизнь.
Кино — это достижение человечества совершенно иного характера, чем, например, электричество или телефон. Потому что оно создано не для бытовой рутины, а для души, как и любое искусство. Это мир фантазии, выглядящий совсем как настоящий. И благодаря кино мы можем стать частью этого мира, пусть и всего на пару часов!
Казалось бы, какое отношение к древности может иметь кино? Не хотелось бы усложнять, но все же придется. Да, кино как материальное изобретение стало известно в конце XIX века. Но все же именно сама идея определенного вида вещей, ее бестелесная вечная сущность (эйдос), о которой в своих философских трудах говорил Платон, явилась образцом для материального воплощения.
Проще говоря, научно-технический прогресс делает реальностью витающую в воздухе идею. Для людей, живших, например, в V веке, камера показалась бы таким же чудом, как для нас телепортатор или машина времени. Это не значит, что телепортатор или машину времени кто-то создаст. Это подразумевает, сами мысли о перемещении в пространстве и времени.
Человеческое зрение несовершенно, и именно благодаря этому мы можем смотреть на быстро сменяющиеся картинки и видеть в них динамику. Именно из-за персистенции (инерции человеческого зрения) сначала был создан фенакистископ, а затем зоотроп. Оба эти прибора с нанесенными на круг или закольцованную полосу изображениями при вращении создавали иллюзию движения, как в мультипликации. Первые упоминания о простом зоотропе относятся к 180 году нашей эры и связываются с именем китайского изобретателя Дина Хуаня. Все остальные появились только в первой половине XIX века, за несколько десятилетий до изобретения кинематографа. Зоотроп нельзя считать прообразом кинематографа. Но факт того, что с разницей в тысячу с лишним лет идея изображения динамики вернула свое материальное воплощение, говорит, что появление кино было лишь вопросом времени.
«Четвертый раз смотрю этот фильм и должна вам сказать, что сегодня актеры играли как никогда!» (Фаина Раневская)
Едва ли кино можно назвать развитием какого-либо другого искусства. Его можно сравнить с литературой, театром, фотографией. Но книги не создают визуальные образы сами по себе, и в воображении каждого при прочтении художественной литературы складывается свой «фильм». Более того — полноценное художественное произведение редко можно прочесть за пару часов. Литература требует больше умственных усилий, чем кино. В данном случае книга — это лестница, по которой нужно подниматься самим. А фильм — эскалатор, который для зрителей любезно создал режиссер.
Многие фильмы снимают по мотивам книг. Но восприятие данных произведений настолько разное, что зачастую сама книга и картина, снятая по ней, отличаются так же сильно, как и закопанная в землю картошка и пюре в тарелке.
Театр можно было бы сравнить с кинематографом, если бы различие заключалось только в возможности технической записи постановки. Но на действие, идущее под творческим руководством режиссера, мы смотрим своими глазами, выделяя главное самостоятельно. А на экран — хоть и своими глазами, но видим мы то, что считают нужным в первую очередь режиссер и оператор с монтажером. Возможно, этим объясняется то, что видеозаписи театральных постановок редко бывают столь же популярны, как экранизации книг.
К тому же каждая постановка в театре неповторима, и один и тот же спектакль в разные дни может быть более или менее удачным. А видеоряд фильма всегда одинаковый, даже по прошествии лет. Кино не имеет срока годности, в отличие от конкретных постановок на сценах театров. Даже спустя столетие фильмы с участием Чарли Чаплина выдерживают испытание зрителем. А каких театральных актеров, родившихся в XIX веке, знает большинство людей?
Сравнение с фотографией совсем другое. Фотография статична, но техническая родственность этих двух видов искусства гораздо глубже, чем кажется. Даже создатели кинематографа начинали именно с изучения фотопроцессов. Кино, собственно, и состоит из множества фотографий, которые сливаются в динамичный сюжет. Но восприятие статики и движения совершенно разное. Ни одно из этих двух видов искусств не хуже или не лучше другого. Но определенно можно отметить, что вряд ли кто-то будет минимум полтора часа смотреть на одну фотографию.
Кино не оставляет равнодушным, оно не требует много времени, оно создает мечты и образы для подражания или ненависти. Кино сделало то, что не удалось, пожалуй, ни одному виду искусства,— оно нравится всем!