Конструктивизм (1917-1934)

Историю русского авангардного искусства начала ХХ века изучать довольно сложно, поскольку многие документы и произведения были уничтожены в ходе русской революции. Однако некоторые оригинальные идеи — например, супрематизм и конструктивизм — изменили вектор развития современного искусства, архитектуры и дизайна.

В первом десятилетии двадцатого века Россия оставалась империей, которой правил царь Николай II. К 1918 году, после Первой мировой войны и русской революции, мир бесповоротно изменился. Этому способствовали также технические открытия и изобретения — конвейер на заводах Форда, лифт, пылесос, электрические лампы, цветная фотография.

Негативное пространство

Подобно супрематизму, конструктивизм родился из смешения кубизма, футуризма и неопластицизма, но наибольшее влияние на новый стиль оказала кубистическая скульптура. В 1913 году Владимир Татлин (1885-1953) приехал в Париж, где познакомился с Пикассо и его экспериментами с трехмерными коллажами (ассамбляжем). По возвращении в Россию Татлин принялся создавать абстрактные рельефные конструкции из отходов промышленного производства. Он был убежден, что искусство должно быть непосредственным отражением индустриального мира.

С самого начала Татлин считал свободное пространство вокруг и между его объектов (негативное пространство) столь же важным, как и сама конструкция. Его цветные рельефы и объемные конструкции, созданные с 1913 по 1917 год, ни на что не похожи и ничего не символизируют. С 1915 года он работал вместе с Александром Родченко (1891-1956). Эти двое создавали абсолютно абстрактные геометрические произведения под явным влиянием кубизма, футуризма, неопластицизма и супрематизма.

 Владимир Татлин
Владимир Татлин
Александр Родченко
Александр Родченко

Две точки зрения

Многие русские художники с восторгом восприняли революцию 1917 года. Из Европы вернулись братья Наум Габо (1890-1977) и Антуан Певзнер (1886-1962), Кандинский еще в 1914 году приехал из Мюнхена. Несмотря на тяжелые бытовые условия, художники прославляли революционные идеалы, каждый в собственной творческой интерпретации.

 Антуан Певзнер
Антуан Певзнер

Придуманный Певзнером термин «конструктивизм» вошел в широкий обиход к 1920 году. Идея объединила два различных подхода. Во-первых, представления Татлина о социальной роли искусства, согласно которым художник обязан подчинять собственную индивидуальность нуждам общества. Новые формы из новых материалов должны соответствовать новому общественному устройству.

Второй подход основывался на убеждении Кандинского и Малевича в том, что искусство — исключительно личное дело человека, но достижение общего идеала вполне может быть его конечной целью. Эта точка зрения, имеющая духовный и нравственный подтекст, позже была поддержана Габо и Певзнером и легла в основу всего абстрактного искусства.

Экспериментальные и объективные темы

Конструктивизм, в его стремлении модернизировать искусство, дизайн и архитектуру, стал своеобразной реакцией на развитие промышленности и техники. Габо и Певзнер с воодушевлением сооружают новые скульптурные композиции и проекты будущих архитектурных конструкций. Кандинский тоже участвует в творческом процессе, но Татлину его мировоззрение кажется чересчур мистическим, чтобы соответствовать требованиям реальности. К движению присоединяются Любовь Попова, Александр Веснин (1883— 1959), Родченко, Варвара Степанова (1894-1958), Алексей Ган (1889-1942) и Осип Брик (1888-1945). В 1922 году вышла книга Гана «Конструктивизм», ставшая манифестом всего направления.

Александр Веснин
Александр Веснин
Варвара Степанова
Варвара Степанова
«Образ рождается изнутри. Я убежден, этот образ и есть подлинная реальность» Наум Габо

С 1918 по 1928 год Россия переживала период социально-экономического кризиса, с частой сменой политики и правительства. В это время постепенно усиливалось официальное противодействие прогрессивному искусству; непрерывно создавали, соединяли, затем распускали и разгоняли художественные школы, объединения, музеи. Идеи конструктивизма проникли в Голландию и Германию, а позже обрели международную известность.

Людям, которые устали от ужасов и агрессии последних лет, представление о полностью абстрактном искусстве казалось прогрессивным и свежим. Конструктивизм с его рельефами, скульптурами, движущимися объектами и живописью воспринимался как нечто оригинальное и современное. Здесь не было места эмоциям, лишь материальные объекты, сведенные к своим первоначальным элементам. Конструктивисты использовали новые материалы, а их методический подход неопровержимо свидетельствовал, что художники категорически отрицают тот ход истории, что привел к Первой мировой войне; они всячески отстаивали идеи всеобщего мира и гармонии.

«Нам известно только то, что мы делаем, производим, создаем; и все, что мы создаем и производим, и есть реальность» Наум Габо

Башня Татлина

В качестве главы комиссариата просвещения Татлин уполномочен был контролировать создание памятников, прославляющих достижения России. Среди прочего он создал проект «Памятника Третьему Интернационалу» (1919-1920), известный также как «Башня Татлина». Изготовленный из стекла и металла, монумент представлял собой совокупность металлических спиралей, словно висящих в воздухе, и четырех зданий различной геометрической формы, которые должны были вращаться с разной скоростью.

Несколько лет спустя советский режим посчитал конструктивизм неподходящим для нужд пропаганды, а в 1934 году Сталин, пришедший к власти десятью годами раньше, публично осудил это художественное направление. Но в западном мире идеи конструктивизма еще долгое время продолжали влиять на развитие изобразительного искусства, дизайна и архитектуры.

Башня Татлина
Башня Татлина

Политическая ситуация в России

После отречения царя в марте 1917 года, свержения правительства Керенского большевиками осенью того же года, неразберихи первых лет советской власти и Гражданской войны в России расцвело авангардное искусство. Многие авангардисты получили должности в новых государственных структурах, а конструктивизм считался прогрессивным художественным стилем, выражавшим новое мышление.

Геометрические абстракции

Венгерский художник Ласло Мохой-Надь (1895-1946) с 1922 года жил в Берлине, где в числе прочих авангардистских художественных течений познакомился с русским супрематизмом и конструктивизмом. Несколько месяцев он экспериментировал с фотографией, а в своих живописных работах изображал архитектурные объекты и машины, причем во все более абстрактной манере. Позже он учился в Баухаузе. Следуя принципам конструктивизма, Мохой-Надь свел все элементы живописи к основным геометрическим формам, простым линиям и нескольким простым цветам, каковой подход и преподавал впоследствии по всему миру.

Ласло Мохой-Надь
Ласло Мохой-Надь



Поделиться ссылкой