Брачные и любовные похождения Зевса

Брачным и любовным похождениям Зевса уделено в мифах Древней Греции особое внимание, и, если свести их воедино и проанализировать образ главного олимпийского божества, нетрудно заметить, что Зевс в мифах — фигура весьма противоречивая. Что же именно зашифровали греки в своих мифах, какой сакральный смысл несут многочисленные любовные связи Зевса?

Три жены Зевса

Согласно мифам, Зевс трижды сочетался официальным браком. Его первой женой была океанида Метида, которая в прошлом помогла ему в борьбе с Кроносом. Именно она приготовила волшебное зелье, которое заставило Кроноса изрыгнуть проглоченных детей, старших братьев и сестер Зевса. Метида была мудра, но это не уберегло ее от «развода по-олимпийски».

Гея предсказала Зевсу, что Метида родит ему сына, который превзойдет отца и лишит его власти. Не желая повторять участь своего отца Кроноса, Зевс проглатывает Метиду. Здесь мы видим, как преломляется в мифе одна из главных идей патриархата: женщина — существо стихийное, олицетворение хаоса, мужчина — символ стабильности и упорядоченности. Чтобы женская мудрость не причинила вреда, ее проводником должен стать мужчина. Именно поэтому Зевс поглощает Метиду и сам становится источником мудрости.

Дети Зевса
В древнегреческих мифах упоминается около 70 женщин, с которыми Зевс имел связь. Всего у Громовержца было порядка 130 детей. Точный подсчет произвести невозможно из-за противоречий в данных из разных источников

Второй женой Зевса была Фемида, дочь Геи и Урана, богиня справедливости, обладающая даром прозрения и прорицания. Знание будущего и дает ей возможность вершить справедливый суд.

От союза Фемиды и Зевса появились на свет три оры, богини времен года — Эвномия, Дике и Эйрена, и три мойры, богини судьбы — Клото, Лахесис и Атропос. В период архаики богини судьбы считались порождением Нюкты. Первая олицетворяла собой неуклонность, вторая — случайность, а третья — неотвратимость судьбы. Таким образом, в классической мифологии Зевсу, как главному организующему началу, подвластны и времена года, и человеческие судьбы.

Дельфийский оракул
Будучи владелицей знаменитого Дельфийского оракула, Фемида передает его в дар Аполлону, передав ему тем самым и мудрость провидца

Союз Зевса и Фемиды отражает древнегреческие представления о правосудии, справедливости и законности, которые должны соблюдаться в человеческом обществе не просто так, а по воле богов.

Третьей женой Зевса стала Гера. О символике ее образа и значении в греческой мифологии мы подробно рассказывали в главе V. Именно действия Геры часто становятся двигателем  мифологических сюжетов, она категорически не желает мириться с изменами мужа, преследует его любовниц и незаконных детей — героев. Однако благодаря тем испытаниям, которые насылает на них Гера, они становятся лишь более сильными и непобедимыми.

Хариты и музы

Прежде чем сочетаться браком с Герой, Зевс наведался к океаниде Евриноме, и она произвела на свет харит — от греческого слова «харис», что означает «изящество, прелесть». Хариты — богини веселья, радости жизни, олицетворение привлекательности и вечной юности, полная противоположность злым и разрушающим силам природы, над которыми человек в период архаики был не властен. Хариты украшают мир, делают его более светлым и гармоничным. Их появление в мифологии — символ тех изменений, которые постепенно происходят в человеческом обществе: оно становится более мирным и цивилизованным, в нем появляется место не только сражениям и страстям, но и доброте, ласке, состраданию.

Следующей любовницей Зевса стала титанида Мнемозина, богиня памяти, и от этого союза появились девять сестер — девять муз. Музы — покровительницы искусства и наук, они даруют вдохновение и утонченные наслаждения духа. Через союз с Мнемозиной Зевс, верховный бог Олимпа, обрел власть и над памятью, как раньше присвоил себе мудрость, справедливость и знание о человеческих судьбах.

Гесиод «Теогония»
Гесиод в «Теогонии» утверждал, что лично встречался с музами у подножия Геликона, где он пас овец. Они вручили ему лавровый посох, открыли тайну поэтического вдохновения и наделили даром слагать песни, после чего он и превратился из пастуха в сказителя

Появление муз свидетельствует о дальнейших изменениях в самосознании людей, которые в своем развитии проходят путь от желания удовлетворять чисто физические потребности до стремления наслаждаться духовной пищей. И еще одна функция есть у муз — с помощью произведений искусства, которые создают люди, в памяти поколений закрепляются все положительные изменения, дарованные Зевсом, — закон, порядок, гармоничное устройство мира. Музы становятся проводниками организующей воли Зевса.

Ио, прародительница Геракла

От связей Зевса с другими женщинами рождаются не только музы и хариты, но и герои — великие мужи, чьи подвиги отражены в древнегреческой мифологии классического периода.

Историю прекрасной Ио, которую жестоко покарала богиня Гера, подробно излагает в поэтической форме Овидий в «Метаморфозах». Как мы уже упоминали, жена Зевса Гера весьма неодобрительно относилась к его похождениям «на стороне». Одной из ее жертв и стала Ио, жрица в храме Геры.

Зевс соблазнил Ио, а потом превратил ее в корову, чтобы скрыть от гнева жены. Но Гера, обнаружив прекрасную белоснежную корову, заподозрила, что дело нечисто, и заставила Зевса подарить «животное» ей. Заполучив Ио, Гера приставила к ней в качестве охранника стоглазого Аргуса, который наблюдал за ней день и ночь. Видя страдания бедной Ио, Зевс отправил ей на помощь Гермеса. Тому удалось убить Аргуса и освободить Ио, но она осталась в облике коровы. Гера и тут не успокоилась: наслала на Ио овода, который принялся больно жалить ее за бока.

Леда и лебедь
К Леде, жене спартанского царя Тиндарея, Зевс явился в образе лебедя. От этой связи появились на свет из яйца Клитемнестра, мать Ореста и Электры, Елена, жена царя Менелая, чья красота стала причиной Троянской войны, а также два брата — Кастор и Полидевк

Ио бросилась бежать, но овод не отставал. Он гнал ее из страны в страну, пока она не прибежала к скале, к которой был прикован Прометей. Тот предсказал ей, что в Египте она избавится от всех страданий. Так и вышло: добежав до Египта, Ио вновь превратилась в женщину и родила от Зевса сына Эпафа, который стал первым царем Египта. Впоследствии в роду Эпафа появился на свет великий герой Геракл.

Рождение Персея

Еще один популярный мифологический сюжет, использованный Овидием в «Метаморфозах», — история о Зевсе и Данае, дочери аргосского царя Акрисия. Оракул предсказал Акрисию, что он найдет смерть от руки внука. Испугавшись этой перспективы, царь заточил свою дочь Данаю в глубокое подземелье. Но это не помогло: Зевс обернулся золотым дождем и проник сквозь решетку подземелья.

Прямо там, в темнице, Даная родила героя Персея. Услышав плач младенца, Акрисий приказал соорудить деревянный ящик, посадил туда дочь с ребенком и отправил в бушующие волны. Но женщина и мальчик не погибли: их спасли и приютили рыбаки. Миф о Зевсе и Данае можно истолковать как метафору об извечной борьбе разума и чувств. Разум (Акрисий) пытается подавить чувства (Даная), но те все равно вырываются на волю и порождают сына, который уничтожит горгону Медузу — хтоническое чудовище, олицетворяющее иллюзии и хаос. Еще один вариант трактовки мифа — сопротивление косного сознания, погрязшего в материальных заботах, той духовной истине, которая проливается на него в виде золотого дождя.

Франческо Сальвиати. Мойры,прядущие нить жизни. 1550. Палаццо Питти, Флоренция
Франческо Сальвиати. Мойры,прядущие нить жизни. 1550. Палаццо Питти, Флоренция

Таким образом, любовные похождения Зевса готовят почву для появления мифологии героизма, становятся связующей нитью между миром богов и миром людей, объединяют Олимп и землю в одно целое.




Поделиться ссылкой