Мифы и история Древней Греции

Мифы о титанах, гигантах и олимпийских богах традиционно называются «мифами Древней Греции». Но что это такое — Древняя Греция, когда она существовала, какую территорию занимала, какие народы объединяла? Когда и как возник древнегреческий религиозный культ, главные боги которого знакомы сегодня каждому школьнику? И наконец, как события, изложенные в мифах, соотносятся с реальной историей отдельно взятого региона — Средиземноморья?

Нашествие греков

Древней Грецией принято называть несколько цивилизаций, возникших и сменявших друг друга на территории Балканского полуострова и прилегающих к нему островов Эгейского и Адриатического морей. Эти территории были заселены еще в эпоху палеолита. В III тысячелетии до нашей эры здесь обитали племена пеласгов, лелегов и карийцев.

Крито-микенская культура
Объединенное название минойской и микенской цивилизаций, принятое в исторической науке, — крито-микенская культура

Позже, в начале II тысячелетия, их вытеснили греки-ахейцы. Археологические раскопки свидетельствуют, что коренные жители Балкан опережали греков по уровню развития, однако, как не раз бывало в истории, они уступили агрессии «варваров» и в результате исчезли с лица земли. Как отмечает советский историк Александр Немировский, в древнегреческих мифах «нет и намека на то, что до ионийцев афинян в Аттике жили пеласги — они были изгнаны не только со своей исконной территории, но и из мифа». С появлением на Балканах ахейских племен началось формирование греческой народности. Примерно 7 тысяч лет до нашей эры были основаны Афины.

Остров Крит

В III тысячелетии до нашей эры, а возможно, и значительно раньше — ученые расходятся во мнениях — появились первые человеческие поселения на острове Крит — крупнейшем из островов Эгейского моря. Волна ахейских завоеваний до Крита не докатилась, обеспечив непрерывность культурного и исторического развития цивилизации, которая позже получила название минойской — по имени легендарного царя Миноса. Крупными социально-политическими центрами минойской цивилизации были так называемые дворцы в Кноссе, Фесте, Закросе и Тилиссе.

Микенская цивилизация
Единой периодизации истории Древней Греции не существует, как и единой классификации этих цивилизаций. Чаще всего выделяют древнейшую минойскую цивилизацию, более позднюю микенскую цивилизацию и, наконец, эллинскую цивилизацию — период наивысшего расцвета древнегреческой культуры и искусства

К XVI веку до нашей эры минойская цивилизация достигла достаточно высокого уровня развития: критяне обрабатывали землю, создавали изделия из металла и керамики, строили корабли и торговали с соседями, в том числе с греками-ахейцами. Раскопки в материковой Греции свидетельствуют, что ахейская культура в XVII—XVI веках до нашей эры испытывала сильное влияние более развитой минойской культуры. Ахейцы заимствовали у критян культовые обряды, светские обычаи, художественную роспись на керамике и многое другое.

В XVI веке до нашей эры природная катастрофа — сильнейшее извержение вулкана на острове Санторини — привела к разрушению большинства критских дворцов, упадку культуры и последующему захвату острова греками-ахейцами.

 Артур Эванс
Минойскую цивилизацию открыл в последние годы XIX века британский археолог Артур Эванс

Событиям, происходившим на острове Крит во времена царя Миноса, посвящено немало древнегреческих мифов, в том числе знаменитые мифы о Лабиринте, разумном быке Минотавре и его победителе Тесее, который вышел из Лабиринта, ведомый нитью Ариадны. К вопросу о том, сколько в этих историях правды, а сколько вымысла, мы вернемся чуть позже.

От расцвета до заката

Микенской цивилизацией принято называть цивилизацию греков-ахейцев, которая возникла в XVI веке до нашей эры после завоевания ахейцами Крита. Ее центр находился в Микенах, отсюда и название. Свою страну греки-ахейцы называли Элладой, по имени легендарного царя Эллина.

До этого цивилизация ахейцев существовала и развивалась как бы в тени могущественного Крита, заимствуя у последнего многие достижения, в том числе письменность и судостроение. Завоевание Крита привело к возникновению новой, микенской цивилизации, вобравшей в себя достижения обеих культур. К концу II тысячелетия до нашей эры ее влияние распространялось от Италии на западе до побережья Черного моря на востоке. Однако никаких достоверных сведений об истории этого периода, помимо археологических раскопок, не существует. Как же получилось, что о таком обширном периоде не сохранилось никаких письменных свидетельств?

Все дело в так называемой катастрофе бронзового века. Так археологи и историки называют рубеж бронзового и железного веков в Восточном Средиземноморье и древнем Ближнем Востоке. Смена эпох в этих регионах сопровождалась серьезнейшим упадком культуры: прекратилось каменное строительство, исчезла письменность и многие сложные ремесла.

Неурожай
В 2010 году появилась теория, что катастрофа бронзового века была вызвана сочетанием факторов — помимо нашествий диких племен, причиной стали природные катаклизмы, неурожай и голод

Одной из «жертв» катастрофы бронзового века стала и микенская цивилизация. В XI веке до нашей эры, после захвата Греции племенами дорийцев, она пришла в упадок и сменилась Темными веками, которые продолжались около 400 лет и о которых не известно почти ничего. За этот период были разрушены все дворцы микенского периода и заброшено около 90% поселений на Пелопоннесе. Традиции и легенды тех времен дошли до потомков только благодаря устной передаче.

Сначала боги, потом герои

Установить точное время и место появления древнегреческого религиозного культа ученым пока не удалось. Бог Зевс, «мать богов» Гера и святилища Дедала упоминаются еще на критских табличках, написанных линейным письмом, но упоминаний о других богах и героях на них не обнаружено.

Темные века постепенно сменились новым подъемом цивилизации и культуры
Темные века постепенно сменились новым подъемом цивилизации и культуры. Примерно с VIII века до нашей эры начинается эллинистический период в истории Древней Греции, который, в свою очередь, принято делить на архаический (VIII— VII вв. до нашей эры) и классический (VI-IV вв. до нашей эры)

Самые древние известные герооны — места отправления культа героя — относятся к IX веку нашей эры. Можно предположить, что героические мифы — это поздние наслоения на древний религиозный культ, в котором, как и в языческих культах других народов, боги олицетворяли различные явления природы. При этом создавались мифы о героях, вполне возможно, с конкретными политическими целями, например для обоснования права владения той или иной территорией.

Миф о пяти веках

Один из первых примеров осмысления истории в развитии мы находим в поэме Гесиода «Труды и дни», созданной в VIII-VII веках до нашей эры. Автор повествует о пяти веках, последовательно сменявших друг друга. Времена владычества титана Кроноса он называет золотым веком. Люди золотого века были подобны богам, не знали ни болезней, ни старости, ни забот о пропитании, а когда исчезли, стали духами-хранителями следующего поколения людей.

Золотой век сменился серебряным веком. Люди серебряного века, созданные богами, уступали своим предшественникам в силе и благонравии: они постоянно воевали друг с другом и не приносили богам должных жертв. В итоге Зевс изгнал их под землю и создал следующее поколение — людей медного века. Это было сильное племя, начисто лишенное милосердия: медные люди без конца воевали друг с другом, пока не сгинули в Аиде.

Миф об Икаре и Дедале
Еще в Античности появилось предположение, что миф об Икаре и Дедале отражает изобретение греками косых парусов, которые позволяют использовать не только попутный, но и боковой, и встречный ветер. На корабле с такими парусами Дедал и Икар якобы спаслись с Крита, но Икар упал за борт и погиб

На смену медному веку пришел новый, героический век, чьи гордые представители, полубоги, совершили много подвигов, но вслед за своими предшественниками сгинули в распрях и войнах, в том числе в Троянской войне. Им на смену пришли люди железного века — те, кто живут сейчас. Им приходится денно и нощно трудиться, добывая хлеб насущный, вокруг царят зависть, злоба и несправедливость, а боги посылают им всё новые испытания. Далекий от интерпретации и тем более от критического переосмысления мифа, поэт, однако, приводит читателей к мысли, что история — не перечень отдельных, не связанных друг с другом фактов, но единая взаимосвязанная цепочка событий.

Рождение истории

Важнейшим и практически единственным источником сведений об обычаях и культуре исчезнувшей крито-микенской цивилизации стали поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея». Гомер заложил основы исторической традиции и исторического миросозерцания древних греков.

Парфенон
VI—IV века до нашей эры считаются расцветом античной культуры: именно в этот период возникают города-государства Афины, Фивы и Спарта, строится знаменитый Парфенон, появляются философские труды Сократа и Платона, пьесы Эсхила, Софокла и Эврипида

Еще в архаический период исторические сведения, переосмысленные и переданные в поэтической форме Гомером и Гесиодом, начинают дополняться различными письменными источниками, в том числе официальными записями и документами того времени. В VI веке до нашей эры появляются труды так называемых логографов. Мифологические сюжеты о происхождении героев и царей, основании городов и завоевании народов переплетаются в них с подлинными географическими и этнографическими сведениями и документальными данными.

Миф и реальность в трудах логографов образуют причудливую смесь, но авторы уже пытаются рационалистически переосмысливать предания. Труды логографов — переходный этап от сакрального отношения к истории, запечатленной в форме мифа, к научному, критическому подходу. Историческое мировоззрение, заложенное поэтической традицией, соединяется с анализом достоверных источников, и в античной Греции возникает история как наука.

Поиски истины

Попытки объяснить, какие реальные события могут быть «зашифрованы» в мифических посланиях, предпринимались еще в Античности и продолжаются до наших дней.

Ученые до сих пор спорят о том, существовал ли в реальности критский царь Минос, по имени которого получила название минойская цивилизация, а если существовал, то кем был — критянином или греком-ахейцем. Сопоставление археологических находок и мифов позволяет предположить, что Минос прибыл на Крит из материковой Греции с первыми завоевателями-ахейцами. Следовательно, описанные в мифах события — основание городов, захват соседних племен — могли относиться к XV веку до нашей эры, когда большинство дворцов было разрушено, а Кносс превратился в единый политический центр Крита.

Предметом научной дискуссии несколько сотен лет оставалось существование Трои и подлинность событий, описанных Гомером в «Илиаде». Древние греки в эпоху эллинизма не сомневались в исторической достоверности Троянской войны. Древнегреческий историк Фукидид считал, что Гомер украсил повествование о реальных событиях сценами появления богов. Однако к началу XIX века, по мере развития исторической науки, возобладало мнение, что сюжет «Илиады» полностью выдуман древнегреческими сказителями и должен рассматриваться как еще один миф.

Ахейцы
Большинство современных исследователей придерживаются точки зрения, что «Илиада» и «Одиссея» Гомера описывают события древнегреческих Темных веков, знания о которых дошли до потомков благодаря устным сказаниям. В поэмах Гомер называет материковых греков ахейцами

Лишь после того, как в конце 1860-х годов археолог Генрих Шлиман совершил свое знаменитое открытие Трои, большинство ученых пришли к выводу, что в поэме излагалась — пусть в искаженном и приукрашенном виде — реальная война греков-ахейцев с соседним государством на побережье Малой Азии.

Древнегреческая история в буквальном смысле слова выросла из мифа. Тем интереснее проанализировать эти мифы и понять, что именно древние греки хотели донести до своих потомков, какие послания в них заложены и какие уроки — не только нравственные, но и исторические — из них можно почерпнуть.

Генрих Шлиман. Фото ок. 1870-х гг.
Генрих Шлиман. Фото ок. 1870-х гг.



Поделиться ссылкой