Сказочные существа в древнегреческих мифах

Мифы Древней Греции изобилуют разнообразными сказочными существами, порой довольно безобидными, а порой очень опасными. Имена одних персонажей стали нарицательными для обозначения каких-либо умений или функций, другие превратились в символ разнообразных бед и несчастий, а некоторые, напротив, стали обозначать светлые чувства.

Полулюди и мифические народы

Первая группа мифологических существ, описанных в мифах, — это полулюди-полузвери, а также вообще не люди, а представители других разумных видов. Сюда относятся кентавры, сирены, сатиры, горгоны и грайи.

Фрейя
Один из артефактов Фрейи — соколиное оперение, надев которое она превращается в сокола и может летать где ей угодно. Довольно удобная способность, если учесть, что Фрейю иногда называют предводительницей валькирий

Кентавры — существа с человеческим торсом на конском туловище, они наделены от природы силой и выносливостью, отличаются буйным нравом и слабостью к человеческим женщинам, любят выпить и подраться. Особняком среди всех кентавров стоит Хирон, сын бога Кроноса. К матери Хирона, океаниде Фелире, бог явился в образе коня, что и определило облик его потомка. Хирон был очень умен и всесторонне образован — его учили боги Аполлон и Артемида, он владел искусством врачевания, умел прорицать и играть на музыкальных инструментах, учил многих героев древнегреческих мифов и дружил с Гераклом. Эта дружба, впрочем, закончилась для Хирона трагически, но об этом позже.

Образу кентавра в древнегреческой мифологии — более трех тысяч лет. По мнению ученых, его возникновение могло быть связано как с приручением народами Балкан диких лошадей, так и с суеверным страхом перед всадниками-кочевниками, иногда нападавшими на оседлые греческие племена.

Кентавр
В мифах приводятся разные версии происхождения кентавров. Одна из них утверждает, что они появились от связи потомка Аполлона, юноши по имени Кентавр, с магнесийскими кобылицами, по другой — от союза внука Ареса Иксиона и богини Нефелы. Третья версия гласит, что кентавры — потомки Посейдона

Сатиры — волосатые и бородатые существа с козлиными копытами, рогами на голове и козьим или бычьим хвостом, дикие и не признающие человеческой морали. Их взял в свою свиту самый дерзкий древнегреческий бог — Дионис. Сатиры любят возлияния, песни, танцы и девушек. Образ сатира превратился в олицетворение несдержанного, похотливого, пьющего человека. Обликом, а порой и поведением сатиры напоминают других сказочных существ, присущих уже христианской культуре, — чертей. И те, и другие любят причинять вред, запутывать, привносить смятение и хаос.

Сирены произошли от бога пресных вод Ахелоя и одной из муз (Мельпомены или Терпсихоры), но в мифах есть упоминание и о другой версии рождения сирен — от богини Геи. Эти существа с головой птицы и телом женщины обитали на скалах, куда заманивали своим пением неосторожных мореплавателей. Одурманенные сладостными звуками, моряки направляли корабли прямо на скалы, а потом сирены съедали выброшенные на берег тела. Сирен считали музами подземного мира, их часто рисовали на надгробиях. Кроме того, их вырезали на носах кораблей, чтобы защитить от кораблекрушения.

Грайи и Персей
Грайи — сестры горгон, внучки Геи и Понта, их имена Дрожь, Тревога и Ужас (Дейно, Пефредо и Энио), они седы от рождения и у них один глаз на троих. Та сестра, у которой сейчас находится глаз, ведет за собой остальных. С грайями встречается герой Персей, отправляясь на битву с горгоной Медузой
Сирены
В классический период сирен, как и многих других хтонических существ, облагородили и сделали мудрыми девами,сидящими на восьми небесных сферах и своим пением создающими гармонию Вселенной

Героям мифов удалось дважды избежать гибели, проплывая мимо островов сирен. Одиссей велел всей команде залепить уши воском, а себя привязать к мачте, а Орфей, путешествующий на корабле аргонавтов, заглушил голоса сирен своим пением.

Ужасные горгоны

Три сестры-горгоны родились от Тифона и Ехидны, но есть и другой вариант их происхождения — от морского бога Форкиса и его сестры Кето. У них человеческое тело, чешуйчатые крылья и змеи вместо волос. Взгляд горгоны Медузы, младшей из сестер, обращает в камень любое живое существо. Овидий в «Метаморфозах» излагает позднюю версию мифа, согласно которой трех сестер превратила в чудовищ богиня Афина после того, как к одной из них воспылал страстью Посейдон.

«Сестры-горгоны имеют разную судьбу, пройдя неодинаковый по времени путь мифологического развития, — замечает Аза Тахо-Годи в «Греческой мифологии». — Первые две сестры уже бессмертны, Медуза же еще смертна, что и приведет ее в дальнейшем к гибели. На одном этом примере видно, с каким трудом завоевывалось в архаическом мире бессмертное начало. Смертными оказывались там наиболее древние и ужасные чудища, поскольку их уничтожение было залогом созидания новой мифологической ступени, подготавливаемой всем социальноисторическим развитием родового коллектива и господствующих в нем новых отношений».

Горгона
Традиционным местом обитания горгон считался остров Сицилия. Изображение горгоны Медузы, младшей из трех сестер, красуется на сицилийском флаге

По одной версии ученых, летучие горгоны, способные все замораживать взглядом, олицетворяют холодные зимы, которые иногда приносил в Грецию северный ветер Борей. Они воплощают враждебные стихии воды и воздуха. По другой версии, горгоны вместе с грайями и другими чудовищами представляют собой остатки догреческого пантеона, вытесненного культом олимпийских богов. Именно поэтому герои в содружестве с богами нередко убивают этих чудовищ. Слово «горгона» постепенно прибрело переносный смысл и стало означать ворчливую и злую женщину.

Вымирающие виды

Вторая группа мифических древнегреческих существ — сильные и ужасные хтонические чудовища, как правило, опасные для человека. Они часто погибают от рук героев. В частности, немейского льва и лернейскую гидру победил Геракл. Он же похитил из Аида адского пса Цербера. О подвигах Геракла и его противниках, мифологических и символических, мы поговорим в соответствующей главе, а здесь познакомимся еще с несколькими впечатляющими представителями древнегреческого бестиария.

Минотавр, что значит «бык Миноса»
Минотавр, что значит «бык Миноса», — чудовище с головой быка, сын царицы Крита Пасифаи от белого быка, которого подослал ей, по разным версиям, Зевс или Посейдон. Муж Пасифаи, царь Минос, заточил его в Лабиринт и приносил ему в жертву афинских юношей и девушек. Минотавра убил герой Тесей

Ехидна — хтоническое божество, по одной из версий, дочь Форкиса и Кето, внучка Геи и бога моря Понта и мать множества чудовищ, которых она произвела на свет от Тифона. Это прекрасная женщина с телом змеи или ящерицы, которая совмещает в своем облике внешнюю красоту и злобный нрав. Она повелевает змеями, а ее взгляд обладает гипнотическим свойством, как взгляд удава. После того как Зевс победил Тифона и заточил его под гору Этну, он оставил жизнь Ехидне и ее детям, чтобы будущим героям было с кем сражаться. Нестареющая и бессмертная, Ехидна обитала в пещерах под землей и питалась проходящими мимо путниками. В различных версиях мифов ее убивают во время сна Геракл, Беллерофонт или Эдип. Ехидной в переносном смысле называют человека с язвительным и злобным характером.

Химера — одно из порождений Ехидны и Тифона. Ее изображали с тремя головами. Первая, львиная, располагалась там, где ей и положено. Вторая, козья, росла из спины, а третья, змеиная, украшала кончик хвоста. Химера обитала в Ликии и уничтожала своим огненным дыханием всё вокруг, пока ее не убил герой Беллерофонт стрелой из лука.

Химера олицетворяет огнедышащую гору, на склонах которой обитают змеи, козы и львы и которая время от времени извергает разрушительный огонь.

Еще одно опасное создание, согласно мифам, обитало на горе близ города Фивы — Сфинкс, брат Химеры, сын Ехидны и Тифона. У Сфинкса голова и грудь женщины, тело льва и птичьи крылья. Проходящим мимо людям Сфинкс загадывал загадку: «Кто ходит утром на четырех, днем на двух, а вечером на трех ногах?» Тех, кто не мог дать правильного ответа, он съедал. Разгадал загадку Эдип, после чего и стал царем Фив и мужем своей матери. Сфинкс после такого разочарования бросился в пропасть и разбился насмерть. Эта история отражает идею о силе слова, которое может разить не хуже оружия. Кстати, в более древней версии мифа Эдип побеждал Сфинкса в жестоком сражении. Впоследствии Сфинкс стал олицетворением мудрости, тайны и стремления человека изменить свою судьбу.

Едва ли не единственными непобедимыми монстрами древнегреческой мифологии оказались Сцилла и Харибда. Прекрасную нимфу Сциллу из ревности превратила в чудовище богиня Цирцея, у нее шесть собачьих голов с тремя рядами зубов у каждой и двенадцать ног. Харибда родилась от Посейдона и Геи и по воле Зевса стала чудовищем с огромной пастью, в которой исчезает морская вода и затягивает всё вокруг в воронку. Они живут по обе стороны узкого Сицилийского пролива. Нельзя переплыть его и избежать гибели в лапах одной из них. Выражение «между Сциллой и Харибдой» означает то же самое, что «между двух огней» — оказаться одновременно между двумя неприятностями или опасностями.

Крылатые создания

В древнегреческих мифах «обитает» множество сказочных монстров с крыльями. Идея полета, его свободы, быстроты и опасности для оставшихся внизу, очевидно, завораживала древних греков. Помимо уже перечисленных Пегаса и трех сестер-горгон, это гарпии, грифоны и птица Феникс. У каждого из них — своя роль в мифах и свое почетное место в культуре.

Крылатый конь Пегас
Крылатый конь Пегас появился из умирающей горгоны Медузы и немедленно взвился в небеса. Многие герои пытались оседлать его, но удалось это лишь Беллерофонту с помощью подарка Афины — волшебной уздечки. Пегас стал олицетворением спонтанности, свободы и поэтического вдохновения
Гюстав Моро. Пегас и странствующий поэт. 1870-е. Национальный музей Гюстава Моро, Париж
Гюстав Моро. Пегас и странствующий поэт. 1870-е. Национальный музей Гюстава Моро, Париж

Гарпии — крылатые создания с женскими лицами, длинными развевающимися волосами и острыми когтями, они летают быстрее ветра и любой птицы. Слово «гарпия» произошло от греческого «хватать, похищать». Именно этим они и занимаются: уносят в подземный мир души умерших людей, но иногда забирают и живых человеческих детей. Гарпий терзает неутолимый голод, поэтому еще одна их функция — отнимать пищу у людей, которые провинились перед богами, и тем самым обрекать их на голодную смерть. В классическую эпоху обиталищем гарпий стал мрачный Аид. Гарпии считаются символом жадности, ненасытности и нечистоплотности. Средневековые скульпторы часто использовали этот образ для украшения стен зданий и соборов.

Еще один представитель крылатых существ — грифон. У него тело льва, а голова и передние лапы орла. Крик грифона заставляет увядать траву и убивает всё живое вокруг. Грифоны несли колесницу бога Аполлона, а в некоторых мифах возили Немезиду, богиню возмездия, и вращали колесо судьбы. В них объединены небо и земля, стихия земли и стихия воздуха, доброе и злое начало, поэтому в мифах и в литературе они выступают и как защитники людей, и как опасные чудовища. Главной задачей грифонов была охрана каких-либо сокровищ или тайн, они были посредниками между богами и людьми. Грифоны символизируют власть над небом и землей, гордыню, бдительность и могущество, а также быстроту воздаяния за грехи. Грифонов часто изображали на оружии, монетах, предметах быта.




Поделиться ссылкой