Неоимпрессионизм в искусстве (1886 — около 1900 годы)

Несмотря на мощное и долгое влияние импрессионизма, к концу 1880-х художники уже осознавали его ограниченность и испытывали потребность в чем-то новом. Термин «неоимпрессионизм» придумал публицист и художественный критик Феликс Фенеон (1861-1944) в 1886 году, увидев живопись Сера на последней выставке импрессионистов.

Феликс Фенеон
Феликс Фенеон

Сера начинал как искренний последователь традиционного искусства, изучал живопись Возрождения и классические работы в Лувре, будучи прилежным студентом Школы изящных искусств в Париже. Но работы импрессионистов приводили его в восхищение, и, став самостоятельным художником, он принялся совершенствовать новые технические приемы и методы.

Восторгаясь живой палитрой импрессионистов, он решил дальше разрабатывать теорию цвета. Импрессионисты действовали интуитивно, полагаясь на собственное восприятие объекта, избегая черного цвета даже для изображения затененных участков. Сера намеревался применять в живописи более рациональные, научные методы. Отказавшись от эфемерных методик импрессионизма, он разработал собственную, основанную на новейших исследованиях физики цвета.

«Некоторые говорят, что видят в моей живописи поэзию; я же вижу только науку» Жорж Сера

Цветные точки

В отличие от определений других течений, название «неоимпрессионизм» с самого начала несло вполне позитивный оттенок. Фенеон, благосклонно относившийся к Сера, старался подчеркнуть, что эти картины — новый этап в развитии импрессионизма. Сам термин относится к специфической технике, в которой пигменты не смешиваются ни на палитре, ни на холсте, а наносятся крошечными точками, которые складываются в цельное изображение, если смотреть с расстояния. Изучая в начале 1880-х теории цвета Шевреля, Руда и Блана, Сера понял, что можно создать иллюзию очень ярких красок. Основой его концепции стал «закон одновременных цветовых контрастов», согласно которому комплементарные цвета (расположенные на противоположных концах спектра) усиливают друг друга, если их располагать рядом.

Сера назвал свою технику «разделение цвета», или «дивизионизм». Иногда такой стиль называют «пуантилизм», но самому Сера этот термин категорически не нравился. Основная идея заключается в том, что в силу оптических законов использование чистого, не смешанного с другим цвета создает более интенсивные оттенки и производит гораздо более яркое впечатление.

Жорж Сера
Жорж Сера

Комплементарные контрасты

Комплементарными цветами являются оранжевый и синий, фиолетовый и желтый, красный и зеленый. Размещенные рядом, эти цвета усиливают друг друга. В одном из писем 1890 года Сера поясняет, что его творчество построено на оппозиции темного и светлого, на контрастах комплементарных цветов «красный—зеленый, оранжевый—синий, желтый—фиолетовый». Цвет каждого мазка на его полотнах — многих тысяч крошечных точек — определен постулатами дивизионизма, то есть «правилами» теории цвета.

Картина Сера «Летний полдень на острове Гран-Жатт» 1884 года — это вторая работа, представленная им публике, и первый официальный шедевр дивизионизма. Именно она подсказала Фенеону идею нового слова. Полотно «Гран-Жатт» участвовало в последней парижской выставке импрессионистов в 1886 году и подверглось сокрушительной критике.

Картина Сера «Летний полдень на острове Гран-Жатт»
Картина Сера «Летний полдень на острове Гран-Жатт»

Даже более спорный, чем импрессионизм в первые годы своего существования, дивизионизм считался методом чересчур механистичным, противоречащим общепринятым представлениям об искусстве и вдохновении. Городские зарисовки импрессионистов превосходно передавали мимолетное настроение, но Сера стремился запечатлеть нечто более важное и значимое.

«Художник-анархист — не тот, кто создает анархистские картины, но тот, кто всей силой собственной индивидуальности сражается против общепринятых условностей» Поль Синьяк

Влияние неоимпрессионизма

На первом «Салоне Независимых» в 1884 году (ежегодная выставка, проводившаяся как альтернатива официальному, финансировавшемуся государством салону) Сера познакомился с Полем Синьяком (1863-1935), который тут же увлекся теорией цвета. Он принялся экспериментировать с методиками дивизионизма, хотя его мазки не так изящны, чуть более небрежны и свободны, чем крохотные точки Сера, но при этом картины его кажутся даже более яркими. Синьяк работал много, писал в основном свои любимые морские пейзажи — берег, море и лодки. После внезапной смерти Сера в 1891 году роль лидера неоимпрессионизма перешла к Синьяку, и он сохранил верность стилю до самого конца жизни.

Творчество Синьяка оказало глубокое влияние на следующее поколение художников, в том числе на Анри Матисса (1869-1954) и Андре Дерена (1880-1954). Неоимпрессионистами были и Альберт Дюбуа-Пилле (1846-1890), Шарль Ангран (1856-1926), Анри-Эдмон Кросс (1856-1910). Писсарро и его сын Люсьен (1863-1944) некоторое время работали в технике дивизионизма, хотя и предпочитали точкам обычные мелкие мазки. Позже Камиль Писсарро вернулся к более привычной манере импрессионистов. Ван Гог, приехавший в Париж в 1886 году, пришел в восторг от новых идей и даже создал несколько работ в этом стиле. В истории живописи неоимпрессионизм был непродолжительным, переходным течением, но его влияние на эволюцию всего искусства ХХ века огромно.

Теории цвета

В XIX веке появилось несколько научных работ о теории цвета, оптических эффектах и восприятии цвета. Этими проблемами занимались Иоганн Вольфганг Гете (1749-1832), Шарль Блан (18131882), Мишель Эжен Шеврель (1786-1889) и Огден Руд (1831-1902). Теории эти, в частности концепции о соседстве различных цветов, оказали существенное влияние на художников, многие из которых впоследствии разработали техники живописи неоимпрессионизма.

Иоганн Вольфганг Гете
Иоганн Вольфганг Гете

«Натурщицы»

Это третья крупная работа Сера и вторая, полностью выполненная в технике дивизионизма. Большой размер полотна подчеркивает крошечный размер точек, позволяя детально рассмотреть процесс создания картины. Разноцветные точки, сливаясь, рождают нужный оттенок. На картине изображена одна модель в трех разных позах — она раздевается, позирует и одевается на фоне «Гран-Жатт», висящей на стене.

Вероятно, Сера хотел продемонстрировать таким образом, что его техника пригодна для изображения традиционных объектов живописи не в меньшей степени, чем любые другие приемы импрессионистов. По полу разбросаны предметы, изображенные на картине «Гран-Жатт», — шляпки, туфли, зонтики и маленькая корзинка с цветами.

«Натурщицы», Жорж Сера, 1888, холст, масло
«Натурщицы», Жорж Сера, 1888, холст, масло



Поделиться ссылкой