Образ лошади в искусстве

Конь, лошадь, кляча — сколько образов придумали художники, сколько эмоций вложили, сколько оттенков красок подобрали, чтобы в первую очередь выразить при помощи этого легко узнаваемого животного ряд вполне однозначных человеческих эмоций.

Тысячелетиями рядом

От первых рисунков в пещерах, созданных 15—20 тысяч лет назад, и до выполненных в последние годы дорогостоящих портретов куда более дорогостоящих, чем живопись, элитных скакунов для богатых владельцев — изображение лошади не оставляет равнодушным.

Св. Виталий верхом на лошади. Витторе Карпаччо
Св. Виталий верхом на лошади. Витторе Карпаччо. 1514 г.

Благополучие и плодородие воплощают лошади, запечатленные в наскальных рисунках в Нойксе и Валлон-Пон-д’Арке. Мощно очерченные гибкой жирной черной линией, с тяжелым крупным корпусом и тонкими легкими ногами, мчатся они во тьме пещер, удивительным образом преодолевая безумное расстояние тысячелетий и родня нас с тем первобытным мастером, который, как и мы, был очарован этими прекрасными животными.

В Стране Вечной Жизни стучат копытами везущие бронзовую колесницу фараона Рамсеса легконогие чеканные кони арабского типа с коротко стриженными гривками — у древних египтян это животное было оружием или показателем статуса.

Изо всех сил несется могучий бронзовый скакун с маленьким жокеем на спине — он чудом примчался к нам из Древней Греции, большинство скульптур которой сохранилось лишь в римских копиях.

Парадный портрет жеребца

Британский анималист Джордж Стаббс прославился специализацией на изображении лошадей, которых он писал порой без всякого фона, в традициях парадных портретов. Необычайно живые, энергичные, грациозные, исполненные достоинства лошади Стаббса украшали кабинеты порой куда менее аристократичных английских джентльменов.

Лошадь, испуганная львом. Джордж Стаббс
Лошадь, испуганная львом. Джордж Стаббс. Между 1762 и 1768 гг.

Умный помощник

Эпоха Возрождения продолжила античную моду на живописные изображения фигур лошадей, развернутых к зрителю крупом, в многолюдных шествиях. Это позволяло уменьшить суетливую детализацию, дать яркое цельное цветовое пятно для отдыха глаза и поработать оттенками цвета на большой плоскости в противовес мелкой детализации остального поля картины. Так лошадей пишут Паоло Уччелло, Джорджоне и другие художники. Очень «человечны» кони у Рафаэля, иронично взирающие на зрителя, предлагая присоединиться к созерцанию происходящего сюжета.

Эти художники заложили традиции изображения лошадей, предоставив потомкам возможность развивать те или иные направления, пытаясь выразить свое отношение к прекрасному животному.

Синяя лошадь II. Франц Марк. 1911 г.
Синяя лошадь II. Франц Марк. 1911 г.

Не конь, но символ

В эпоху Средневековья лошадь изображалась несколько схематично (только язычники рисуют как в жизни) и преимущественно под седлом. Таковы, к примеру, статуя «Бамбергский всадник», почти игрушечная лошадка в модели памятника Карлу Великому или виртуозно нарисованные грациозные кони из популярного «Часослова герцога Беррийского» братьев Лимбургов.

Конь-философ

Конный монумент Марка Аврелия, императора-философа, — единственная сохранившаяся бронзовая конная статуя времен Древнего Рима. Она не случайно считается «самым интеллектуальным портретом коня» во всем изобразительном искусстве. Тонкая проработка деталей, великолепное знание анатомии, умение передать фигуру животного в движении, создать настроение выдают руку замечательного скульптора-анималиста, равного которому найти не легко.

Цветочная лошадь. Современная скульптура. 2011 г.
Цветочная лошадь. Современная скульптура. 2011 г.



Поделиться ссылкой