Придумали баретт итальянцы в XV веке, когда в их краях занялась эпоха Возрождения.
Освобождаясь от оков Средневековья, люди дали волю воображению. Одежды стали свободнее, удобнее, ярче. Унылый капюшон и неказистый колпак сменили на эдакий многослойный блин, круглый или четырехугольный, с полями, которые отгибали вниз или наверх.
Богатые и знатные шили свои баретты из дорогих тканей, в основном из бархата, и украшали жемчужными нитями, драгоценными камнями и перьями. У немецких бареттов поля отгибались сзади, закрывая затылок, — как у некоторых современных кепок и беретов.
Несмотря на большую давность (400—500 лет), мы можем рассмотреть все эти баретты, благо что такие художники, как Дюрер, Гольбейн Младший, Тициан и многие другие, добросовестно изобразили в них своих современников. Вот портрет французского короля Франциска I, известного тем, что он покровительствовал искусствам и наукам и приютил у себя великого Леонардо да Винчи, когда тому пришлось покинуть родину. На молодом короле — щегольский баретт, украшенный бриллиантами и страусовым пером.
Английский король Генрих VIII (прозванный Синей Бородой) — в большом плоском баретте, под стать всем громоздким и очень дорогим одеждам на нем. Куда скромнее темный баретт первого протестантского архиепископа Англии Томаса Кранмера, казненного королевой-католичкой Марией Стюарт за упорство в вере.
Стилягой XVI века зарекомендовал себя английский граф Левенстайн, носивший красный баретт с «ушами» и черным шнуром, стянутым у подбородка; на полях поблескивала золотом и бриллиантами графская эмблема.
Баретты были очень велики, и, чтобы они не сползали набок, сначала надевали небольшую шапочку «калотт», а уж на нее — громоздкий баретт.