Наверное, никакая другая религия не оказала столь большого влияния на светскую культуру, как христианство. Да и в духовной культуре эта самая многочисленная из мировых религий занимает виднейшее место. Выросшее из иудаизма и опирающееся на Ветхий Завет, христианство в Новом Завете поведало миру об искупительной жертве Сына Божия. Своей смертью на кресте Иисус Христос очистил человечество от грехов, а следование Его заповедям — это путь к Богу, открытый для каждого человека.
С именем Христа погибали первые христиане в Римской империи. С его именем вступали на трон европейские монархи. С его именем шли на бой ратники и отправлялись осваивать новые земли первопроходцы и миссионеры...
О значимости христианства свидетельствует простой и очевидный факт: общепринятое современное светское (опять же — светское, обратим внимание на этот момент!) летосчисление ведется от Рождества Христова.
О том, жил ли на самом деле Иешуа из Назарета, ученые спорят уже многие столетия. Но, как и должно быть с тем, кто соединяет в себе человеческую и божественную сущности, его рождение окружено поразительными событиями: он рожден Пречистой Девой Марией от Духа Святого, чему предшествовало Благовещение. О том, что предначертанное великое событие свершилось, поведала удивительная звезда (Вифлеемская звезда, звезда Рождества), вдруг появившаяся на небосводе...
Ну да обо всем по порядку. Вторая по времени возникновения авраамическая религия, христианство, чтит в отличие от иудаизма не только Ветхий Завет, но и Новый Завет, который выступает на первое место. Все, что известно о жизни Иисуса Христа, почерпнуто из Евангелий, два из которых, по преданию, созданы Его учениками, Матфеем и Иоанном, а еще два — сподвижниками Его учеников, Марком и Лукой. Эти четыре Евангелия — главная часть Нового Завета, в который кроме них входят еще двадцать три книги: Деяния апостолов, двадцать одно Послание апостолов, адресованное конкретному человеку или христианской общине какой-то местности, и наконец, Откровение Иоанна Богослова (Апокалипсис), раскрывающее тайны грядущего второго пришествия.
В Евангелиях Иисус выступает как сверхчеловек, носитель божественной сущности.
Однако в рукописи арабского монаха Агапия приводится свидетельство историка второй половины I в. Иосифа Флавия. С высокой долей уверенности можно сказать, что Иосиф Флавий родился через четыре года после распятия Христа. И вот о чем он рассказывает, очень вероятно, со слов очевидцев: «В это время жил мудрый человек, которого звали Иисус. Он вел безупречный образ жизни и был известен своей добродетельностью. Многие среди евреев и других народов стали его учениками. Пилат осудил его на распятие...»
Итак, в I веке нашей эры в Иудее действительно был пророк, который критиковал иудейских первосвященников за стяжательство и отход от Божьих заповедей и предрекал Спасение и наступление на земле Царства Божия.
Имя Иешуа (Иисус) состоит из двух еврейских корней — «Бог» и «спасение». Идея спасения человечества от грехов — и в греческом слове «Христос», на иврите — «Машиах» («Мессия»), по-русски — «Спаситель». У евреев словом «машиах» обозначались также цари, еще одно толкование этого слова — «помазанник». Употребляется это слово и для обозначения того, чей приход установит на земле Божии законы.
Христиане считают, что первое пришествие Мессии — Христа — уже произошло и следует ждать второго пришествия, благодаря которому земля превратится в Царство Божие, как он и обещал, пребывая на земле в первый раз.
Изложенная в Новом Завете жизнь богочеловека Иисуса Христа связана с множеством удивительных, символичных событий.
Начать с того, что в матери ему была избрана праведная Мария. Ее родители — причисленные к лику святых Иоаким и Анна. Анна по матери происходила из колена Иудина, а отцом ее был священник. И снова знакомый сюжет: супружеская пара, прожив в браке пятьдесят лет, оставалась бесплодной. И вот ангел Господень во время молитвы Иоакима в пустыне принес весть: у него будет дочь. Анна встретила мужа у Золотых ворот Иерусалима. Католики считают, что Мария была зачата при радостном поцелуе в момент встречи, то есть непорочно. То есть уже тогда началось Божественное спасение, завершившееся смертью и воскресением Христа.
Заботясь о дочери, Анна допускала ухаживать за ней лишь непорочных дев. В три года ее ввели во Храм, где она далее воспитывалась с благочестивыми девицами, обучаясь и много молясь. По достижении совершеннолетия она должна была выйти замуж, но она дала обет безбрачия. Поэтому в женихи ей был избран тот, кто обещал не нарушать ее обета, — престарелый Иосиф, человек праведной жизни.
В его доме Мария занималась достойными делами — работала над пурпурной пряжей для храмовой завесы и читала священные книги. По разным версиям предания, за одним или за другим занятием ее и застал посланный к ней с небес архангел Гавриил, принесший ей весть о непорочном зачатии и Рождестве Спасителя.
Марию именуют Приснодевой, ибо и после рождения Сына Божия она оставалась девственницей.
В это же время свершилось еще одно чудо: племянница Анны, Елизавета, будучи уже в летах, стала матерью Иоанна Предтечи. И вновь — те же обстоятельства, что и в случае с Иоакимом и Анной: архангел Гавриил явился священнику Зарарии, мужу Елизаветы, в храме и предрек рождение сына с необычайной судьбой. Предтечей Иоанна называют потому, что он не только был в числе пророков, предвестивших рождение Сына Божия, но и начал проповедовать его именем до него. Еще его называют Иоанном Крестителем: он крестил именем Божьим людей, и к нему же пришел креститься сам Иисус Христос.
Предания рассказывают о многочисленных чудесах, совершенных Иисусом Христом, Его учениками и различными святыми; христианству свойственна вера и в силу слова, и в силу мощей (нетленных останков святых), и в силу предметов, принадлежавших святым.
Важнейшие основы христианского вероучения вместила в себя одна из проповедей Иисуса Христа, именуемая Нагорной. Считается, что произнесена она была на склоне горы близ Галилейского озера. Это был знаменательный день, когда Иисус Христос из всех своих учеников и последователей избрал двенадцать ближайших — тех, кого принято называть апостолами (от греческого «посол», ведь именно им предстояло нести свет нового учения по миру). Тогда же была дарована ученикам самая главная, самая емкая молитва христианства — «Отче наш».
В Нагорной проповеди Иисус Христос поведал о том, чем отличаются Его законы от принятых ранее, как сказали бы мы, ветхозаветных. Во-первых, утверждал Сын Божий, искренняя вера, добрые помыслы и поступки важнее ритуалов. Лишь любовь и милосердие к окружающим делают человека истинным христианином.
В каких же поступках, в каком образе мыслей проявляется любовь к ближнему (а ближними, по убеждению Иисуса Христа, являются для человека все люди)? Следует поступать с людьми так, как вы хотите, чтобы они поступали с вами. Не судите, заповедовал Спаситель, и вас тоже не осудят. Помните, что порой, видя сучок в глазу брата своего, мы в своем не замечаем бревна.
Ветхий Завет утверждал принцип ненависти к врагу и отмщения — «око за око, зуб за зуб». Иисус Христос противопоставил ему свой закон, закон любви: если тебя ударят по одной щеке, подставь и другую, если у тебя хотят отнять рубашку, отдай и плащ. Истинные христиане уверены, что, если насилие будет влечь за собой насилие, эта цепь никогда не прервется, и способны найти в себе силы ее прервать. Ведь Сын Божий наставлял, что следует молиться за своих обидчиков, а невзгоды переносить со смирением.
Христос призывал людей не хвалиться своими добрыми делами, не молиться напоказ, быть скромными и добродетельными и не забывать, что Господь видит не только уже совершенное, но и мысли и чувства — вот почему они тоже должны быть чисты.
У каждой ветви христианства — свои особенности. Но вера в Пресвятую Троицу (Бог Отец, Бог Сын и Бог Святой Дух), в Иисуса Христа как в Сына Божия и следование его учению роднят всех христиан в мире.