Представления о душе

Религиозные учения о душе как о бессмертной нематериальной части человека существовали издавна. По принятым обычаям, тело хоронили вблизи поселений, а душу умершего, чтоб она не беспокоила живых, с помощью обрядов направляли в загробный мир, о котором у каждого народа были свои представления.

Наши предки, как и современные представители доисторических культур, отождествляли душу либо со всем человеческим организмом, либо с отдельными органами или их функциями: сердцем, почками, глазами, кровью, чувством, сознанием, здоровьем, движением или дыханием. Во многих языках одно и то же слово означает и «душа» и «дыхание». Это понятно, поскольку дыхание, оставляющее человека после смерти, в глазах первобытного человека легко отождествляется с жизнью. Ему дыхание представлялось в виде облачка, незаметно переходящего в воздушное течение, а потом и в ветер, за которым следовало представление о вихре или буре. От образа летящего ветра очень близко до образа летящей птицы. Поэтому представление о душе как о птице тоже типично для древности. Душа, помещавшаяся в частях тела или в дыхании, считалась неотделимой от тела и умирающей вместе с человеком.

ПОХОРОННЫЙ ОБРЯД У ДРЕВНИХ ЛЮДЕЙ
ПОХОРОННЫЙ ОБРЯД У ДРЕВНИХ ЛЮДЕЙ

Фетишистское, овеществленное (фетиш — вещь) представление о душе сменилось позже анимистическим согласно которому душа бестелесна. В момент смерти душа превращается в душу мертвеца — дух (анима). Этот дух и является вместо умершей души. У многих народов считалось, что человек обладает множеством душ, олицетворяющих дыхание, жизненную си лу, части тела, добро и зло. Древние китайцы, например, считали, что среди многих душ человека есть две, одна из которых после смерти улетает, а другая остается возле мертвого тела и не исчезает до его полного разложения. Австралийцы полагали, что душа усопшего не умирает, пока не изгладилась память о ней среди живых.

У Гомера души умерших — это тени, лишенные памяти и речи. Но души-тени оживают после принятия крови, получают дар речи и мышления и вспоминают свое прошлое.

Древние люди верили, что в каждом человеке есть двойник, покидающий тело временно, во время сна или обморока, и навсегда, когда человек умирает. Вместилищем души часто полагали тень, отражение или портрет. При этом считалось, что злой дух или колдун могут похитить душу, что приводит к болезни или смерти. Отголоски этих представлений сохранились у первобытных народов: часто представители племен, находящихся на ранней ступени развития, боятся фотографироваться. Они считают, что вместе с фотографией у них похищают душу.

Человек, думавший, что за его душой кто-то охотится, мог, с помощью колдуна, спрятать свою душу вне тела, например, в каком-нибудь животном или в своем изображении.

Душа в мифах и религиях

Переселение душ

Многие древние учения наделяли душой не только человека, но и все, что его окружало, — зверей, птиц, деревья, камни, леса, озера, горы. Одни исследователи полагают, что идея всеобщей одушевленности природы предшествовала возникновению представлений о душе человека. Другие считают, что именно идея о человеческой душе породила мысль о том, что и все окружающее наделено душой.

На представлениях о всеобщей одушевленности природы основана идея реинкарнации, или переселения душ. В основе этой идеи, вероятно, лежит древняя вера в тотемических предков, поселяющихся в тела людей. Любопытно, что у некоторых северных народов и у индейцев Северной Америки считалось, что в новорожденного ребенка переходит душа его деда.

В Индии учение о реинкарнации развилось в сложное мировоззрение. Индийцы считают, что человек не раз рождается на этой земле и его бессмертная душа может при новом перерождении попасть в тело животного или даже растения. Дела человека в прошлых жизнях и в текущей жизни, совокупность добрых и злых поступков, исполнение законов касты составляют карму, определяющую участь каждого существа. В награду за праведную жизнь человек получает рождение в более высокой касте и счастливую судьбу. За нарушение законов касты, за злые дела его душа попадет в тело человека низшей касты или воплотится в животном. Бесконечная цепь перерождений называется сансарой.

Буддисты, развившие идею реинкарнации, отрицают наличие души, но признают, что тело — не единственная составляющая человеческого существа. Совокупность мыслей, поступков, черт характера — всего, что составляет личность человека, — после смерти распадается на отдельные элементы и вновь соединяется вместе под действием законов кармы для нового воплощения. Согласно учению буддистов, цель человеческой жизни — прервать цепь перерождений и достигнуть нирваны — вечного блаженства. Достичь нирваны может только человек, и даже боги не способны разорвать оковы сансары. Родиться человеком — редкая удача и величайшее счастье. Надо использовать жизнь для достижения просветления путем самосовершенствования, считают последователи Будды.

Религиозные и научные представления о душе

Загробное воздаяние

С развитием патриархального общества на смену архаичным представлениям о душе и ее существовании после смерти пришли новые воззрения, отражающие изменения в общественном строе. Уже у Гомера встречается повествование о душах знаменитых героев, которые поражают своей развитой психикой и глубокими переживаниями, сохранившимися даже в Аиде (царстве мертвых). Некоторые герои продолжают заниматься там своими обычными занятиями. Однако участь мертвых все равно рассматривается как незавидная. Ахилл говорит из Аида Одиссею:

О Одиссей, утешения в смерти мне дать не надейся:

Лучше б хотел я живой, как поденщик, работая в поле,

Службой у бедного пахаря хлеб добывать свой насущный,

Нежели здесь над бездушными мертвыми царствовать мертвый.

Значительно позже возникает идея о посмертном блаженстве избранных. Для раннеклассовых обществ было характерно представление о том, что в загробном мире будут блаженствовать лишь знатные и богатые, а прочих ждет такое же тяжкое и безрадостное существование, как и на земле.

Эти представления ярко отражены в древнеегипетской мифологии. Фараонов и знать снаряжали в загробный мир, оставляя в их усыпальницах невероятные сокровища — все, что может понадобиться для богатой и спокойной жизни. Бедным же порой даже не хватало средств, чтоб сохранить в нетленности свое тело, необходимое для помещения души после смерти. Еще жестче были представления у полинезийцев, которые считали, что души незнатных после смерти умирают.

ЕГИПЕТСКИЙ ЖРЕЦ, БАЛЬЗАМИРУЮЩИЙ ТЕЛО
ЕГИПЕТСКИЙ ЖРЕЦ, БАЛЬЗАМИРУЮЩИЙ ТЕЛО

Однако затем избранничество стали связывать не столько с происхождением, сколько с добродетелями. Изначально в число таких избранных попадали герои, а затем просто благочестивые люди. Особенно последовательно эта идея отражена в христианстве.

Христианское учение полагает, что смерть вошла в человеческую жизнь после грехопадения Адама в раю. Для спасения человеческого рода потребовалось явление в мир Иисуса Христа. Его проповедь, смерть и последующее воскресение открыли человеческой душе путь к бессмертию. Спасение души начинается с глубокого раскаяния и очищения от грехов в таинстве крещения. В дальнейшем от человека требуется исполнение заповедей, главной из которых является заповедь любви к богу и ближнему. После смерти человека его душа попадает на божий суд, определяющий ее положение (ад или рай) до второго пришествия Христа. При этом на загробную участь души влияют молитвы живых и заступничество церкви. После второго пришествия Христа души умерших должны соединиться с их телами, и воскресшие люди попадут на Страшный суд, который окончательно разделит праведников и грешников. Праведников ждет вечное блаженство в раю, а грешников — вечные адские муки.

Сколько весит душа?

На исходе ХХ в. наука вплотную занялась вопросом о душе. Есть ли она у человека? И какова она? В прессе не раз появлялись сообщения об опытах, проведенных учеными разных стран.

Исходя из религиозных представлений о том, что в момент смерти душа покидает тело, ученые решили зафиксировать этот момент. Были созданы специальные сверхчувствительные весы, регистрирующие малейшие изменения веса умирающего человека. Оказалось, что в момент смерти вес человека уменьшается на 3—5 грамм. Вот она — душа! Эксперимент неоднократно повторяли, и каждый раз умерший весил меньше живого на 2,5—6,5 граммов — кто сколько накопил. Экспериментаторы полагают, что это вес мысли или души. Итак, существование души уже почти доказано. Оказалось, что она материальна и, как положено всем материальным предметам, имеет вес. Но как же она выглядит? Ученые полагают, что ответили и на этот вопрос. С помощью ряда приборов удалось зафиксировать, как в момент смерти от человеческого тела отделяется похожий на яйцо объект — аура (от греч. aura — веяние). Если приборы не врут, то наша душа имеет форму яйца. Недаром во многих культурах яйцо является символом жизни.

Но где же помещается душа в живом человеке? Раньше полагали, что вместилищем души является сердце. Сегодня многие исследователи полагают, что душа поселяется в мозге, конкретнее, в маленькой шишковидной железе — эпифизе, находящемся внутри мозга за мозжечком. За что же выпала маленькой железе такая большая честь? Сторонники этой теории считают, что эпифиз — все, что осталось у человека от «третьего глаза», некогда располагавшегося на затылке. Существует гипотеза, что наличие «третьего глаза» свидетельствовало не только о круговом зрении, но и о возможности видеть сущность предметов, осматривая их как бы изнутри. «Третий глаз» позволял, не сходя с места, попасть в любую часть света, приобщиться к тайнам мироздания, знать прошлое и будущее.

Давал ли «третий глаз» древнейшим людям такие возможности или нет — неизвестно. Нет пока доказательств и существования трехглазых людей — археологические находки этого не подтверждают. Но вероятность наличия этого органа у наших предков все же существует. В животном мире такой пример есть. Третьим глазом на затылке обладает похожая на ящерицу австралийская рептилия гаттерия — одно из самых древних животных на Земле. Хотя этот глаз и затянут кожей, он способен видеть свет.

ГАТТЕРИЯ
ГАТТЕРИЯ



Поделиться ссылкой