Религия Рима

В истории немало примеров того, как религия становилась идейной основой, скрепляющей государство и упрочивающей его связи с другими странами. Но случалось, что судьба державы в очень значительной степени предопределяла судьбу религии. Именно так произошло с христианством. Когда в конце IV в. Римская империя разделилась на Западную и Восточную, две поместные церкви из многих, Константинопольская и Римская, стали претендовать на главенство, ведущую роль и, как несложно предположить, на правильность именно своих особенностей богослужения.

Одна вера, два взгляда

Разделение произошло не сразу. На протяжении нескольких веков возникали споры по различным вопросам веры, две ветви христианства все больше отдалялись друг от друга, но формально оставались частями единого целого. Официальное разделение церквей произошло в 1054 г., и ему предшествовал конфликт между константинопольским патриархом Михаилом Керуларием и папой римским Львом IX.

Список взаимных претензий был весьма солидным. Римляне обвиняли константинопольцев в том, что они именуют Михаила патриархом, не имея на то права, ведь только папа римский — преемник апостола Петра, первого главы христианской церкви. Далее следовало обвинение в том, что они позволяют священнослужителям жениться, отрицают филиокве, то есть убеждены, что Святой Дух исходит только от Бога Отца, а от Бога Сына — нет...

Константинопольцы осуждали римлян за то, что они при обряде крещения погружают человека в воду один раз, а не три, изображают Крест Господень и святых на плитах, которыми вымощен пол в храмах и по которым ходят ногами, должным образом не соблюдают посты. Не приняли константинопольцы и того, что римские священники ходили на войну и участвовали в боях.

Даже внешний облик западных и восточных священнослужителей уже тогда значительно отличался: первые брились, вторые носили бороды, ссылаясь на Священное Писание и на то, что, если у мужчин растут бороды, такой их облик предопределен Богом.

Церковный раскол (схизма) привел не только к дальнейшему обособленному развитию римско-католической и православной церквей, но и к тому, что они категорически не признавали права друг друга на существование. Слово «католицизм» греческого происхождения, оно означает «всеобщий», а «православие» — исконно русское слово, калька с греческого «ортодоксия», что означает «правильное мнение, правильное учение». Анафема (отлучение от церкви), которой подвергли друг друга папа римский и патриарх, была снята лишь в 1964 г.

Русское христианство

К нам христианство пришло из Византии, то есть в православном варианте и, несмотря на попытки папы привлечь русских князей на свою сторону, Русь так и осталась православной. При этом в Киеве и других городах существовали католические храмы, монастыри, на Русь приходили католические миссионеры. В случае заключения смешанных браков жена могла как переходить в веру мужа, так и сохранять верность своей вере (впоследствии, как правило, переход в другую веру предшествовал венчанию).

Первых митрополитов на Русь присылали из Византии, но незадолго до церковного раскола, в 1037 г., Ярослав Мудрый, князь Киевский, поставил митрополитом русского священника Илариона, человека выдающихся талантов. Иными словами, жесткой зависимости русской церкви от константинопольской к моменту схизмы уже не было.

Святитель Иларион
Святитель Иларион, первый русский митрополит, считается еще и первым, кто зафиксировал слово «православие». Он считается автором богословского сочинения «Слово о законе и благодати», датируемого 1037-1050 гг. То есть термин, как предполагается, появился несколько раньше официального оформления разделения христианства на две ветви

Ну а в 1448 г. собор русских епископов впервые самостоятельно избрал «митрополитом на всю Русь» рязанского епископа Иону. Примерно в этот период появляется теория, что Москва — третий Рим, главный мировой центр христианства, принявший эстафету от первого Рима и от второго Рима — Константинополя. А четвертому Риму, писал псковский игумен Филофей в своих посланиях царю Ивану III, не бывать, залогом чему верность русского народа православной вере. Интересно, что Иван III был женат на племяннице последнего византийского императора Софии (Зое) Палеолог, именно оттуда, из Византии, пришел на Русь древний символ — двуглавый орел.

Храмы, богослужение, внешний облик священнослужителей у православных и у католиков отличаются настолько разительно, что ошибиться вряд ли возможно. Строгие контуры католических соборов и плавные очертания православных церквей, статуи святых и иконы, крестное знамение слева направо у католиков и справа налево у православных. Сложенные вместе пять пальцев, символизирующие раны Христа, у католиков и три — символ триединства Отца, Сына и Святого Духа — у православных. В католических обрядах используются гостии — опресноки (пресный хлеб), в православных — просфоры, хлеб квасной. Четырехконечный крест — католический, шести- или восьмиконечный — православный. Изображение Иисуса на католическом предельно реалистичное, на православном — символическое, знаменующее победу духа над телом, жизни над смертью. Есть святые, признаваемые всеми христианами, и свои святые у каждой из ветвей. И этим различия не исчерпываются. Но обе ветви — от единого ствола.

Папа Григорий XIII
В 1582 г. по инициативе папы Григория XIII был разработан календарь, названный по его имени — григорианским. Необходимость этого новшества была связана с тем, что юлианский календарь имел расхождение с астрономическим циклом — за 100 лет накапливался один дополнительный день. К XVI в. эта разница составила 10 дней. Русская православная церковь продолжает жить по юлианскому календарю. Вот почему католики Рождество Христово отмечают 25 декабря, а русские православные — 7 января
Духовные саны в православии
Духовные саны в православии (черное духовенство, рясофорные монахи): Патриарх; Митрополит; Архиепископ; Епископ; Архимандрит; Игумен; Священноинок; Архидиакон; Священнодиакон; Иподиакон



Поделиться ссылкой