Русское авангардное искусство начала XX в.

Русский авангард стал одним из течений модернистского искусства, получившего развитие в начале XX в. Главная отличительная черта этого направления — подчеркнутая полемичность, острое противопоставление новых приемов прежним традициям. Для авангардизма характерно отрицание всех устоев, на которых базировалось искусство ранее, это направление не признает каких- либо проявлений преемственности художественных традиций.

Абстрактное полотно
Абстрактное полотно

Для русского авангарда характерно сочетание традиций русского искусства и приемов западноевропейской живописи. В России под названием «авангард» (авангардизм) объединялись несколько художественных течений: абстракционизм, супрематизм, конструктивизм, кубофутуризм.

Основные направления и представители русского авангарда

  • Абстракционизм — Василий Кандинский. 
  • Супрематизм — Казимир Малевич. 
  • Конструктивизм — Владимир Татлин. 
  • Кубофутуризм (кубизм, футуризм) — Владимир Маяковский.

 

Все художники-абстракционисты стремились к тому, чтобы искусство стало отвлеченным. Художественные образы должны вызывать определенный ряд ассоциаций, поэтому особую роль в создании любого полотна играют формы и цвет. Основоположником и ведущим представителем этого течения стал В. Кандинский. Подобные идеи поддерживали также Н. Гончарова, М. Ларионов, К. Малевич. Последний, развивая идеи абстракционизма, создал новое направление — супрематизм.

Главным и программным произведением К. Малевича стало знаменитое полотно «Черный квадрат», в котором художественность сведена к минимуму. В супрематизме цвет и сочетание плоскостей в картине выходят на первый план. Идеи супрематизма так или иначе отражены в творчестве А. Экстер, Н. Удальцовой, И. Юнона, О. Розановой.

Картина, созданная в технике кубизма
Картина, созданная в технике кубизма

Стремление заставить искусство служить не отвлеченным идеям, а производству, техническим достижениям стало основой конструктивизма. Наиболее полно идеи этого направления выражались в архитектуре. В живописи основными представителями конструктивизма были Э. Лисицкий и В. Татлин.

Кубофутуризм стал переходным явлением, послужившим основой для многих других течений русского авангарда. Это направление соединило в себе традиции итальянского футуризма и французского кубизма. В этом стиле в разные периоды работали О. Розанова, Л. Попова, Н. Удальцова, Н. Гончарова, А. Экстер, К. Малевич. Их произведения были максимально абстрактными, отвлеченными от конкретных форм действительности и традиционных правил создания живописного произведения.

Супрематизм (лат. «supremus» — «наивысший») — направление в авангардистском искусстве, основанное в 1910-х гг. К. С. Малевичем. Являясь разновидностью абстракционизма, супрематизм выражался в комбинациях разноцветных плоскостей простейших геометрических очертаний. Сочетание разноцветных и разновеликих геометрических фигур образует пронизанные внутренним движением уравновешенные асимметричные супрематические композиции. Черный супрематический квадрат — самая известная работа Казимира Малевича, созданная в 1915 г., одна из самых обсуждаемых и самых известных картин в русском искусстве.




Поделиться ссылкой