Супрематизм (1915-1935 годы)

Второе десятилетие ХХ века явило миру сразу несколько художественных движений, тяготевших к абстракции. Одно из таких движений, прямое продолжение кубизма, зародилось в России. У истоков его стоял художник и философ Казимир Малевич (1879-1935). Малевич решительно устранил любые значимые предметы со своих полотен и, как он сам заявил, «обрел убежище в форме квадрата».

Казимир Малевич
Казимир Малевич

Геометрический стиль, созданный Малевичем, выдвинул его на передовые позиции авангардного искусства начала ХХ века. Назвав собственный стиль супрематизмом, Малевич объявил, что стремится «освободить искусство от тягостной необходимости изображать мир».

Победа над солнцем

В декабре 1915 года в Петрограде Малевич впервые продемонстрировал свои супрематистские работы на «Последней футуристической выставке картин "О,10”». Всего тридцать семь абстрактных полотен, среди которых была и картина 1913 года «Черный квадрат на белом фоне», написанная на основе эскизов к футуристической опере «Победа над солнцем».

Картина, представлявшая собой изображение черного квадрата, висела над входом на выставку и напоминала традиционную русскую икону. Остальные работы Малевича тоже состояли из прямоугольников, кругов, треугольников и крестов, выполненных простыми цветами, без малейших намеков на полутона. В дополнение Малевич выпустил брошюру под названием «От кубизма и футуризма к супрематизму», в которой описывал развитие авангардного искусства с самого начала столетия.

Чёрный квадрат Малевича
Чёрный квадрат Малевича

Чистый язык живописи

Еще в 1912 году Малевич, будучи членом немецкой группы «Синий всадник» и русского объединения «Ослиный хвост», показывал свои работы, написанные под влиянием кубизма и футуризма. Сводя все изобразительные элементы к композиции простых геометрических форм, набору базовых цветов или монохромности, он был убежден, что достиг пика художественного самовыражения и освободил живопись от любых политических и социальных смыслов и связей. Супрематисты отказались не только от изображения того, что видят вокруг, но и от любого символического или повествовательного компонента, упростив все до основных форм, — и в итоге пришли к новой, как они полагали, творческой действительности.

«Я почувствовал внутри себя абсолютную ночь, а в ней заметил то новое, что назвал супрематизмом» Казимир Малевич

Помимо кубизма и футуризма, Малевич испытал и влияние примитивного искусства, но в его работах нет ни малейшего намека на окружающий мир. Кроме того, он интересовался математикой, философией и теориями «четвертого измерения». Формы, линии и цвета словно плывут по поверхности полотен, не связанные ни с одним из узнаваемых аспектов жизни. Малевич свергал устои и нормы в душе шокированного им зрителя, считая, что «чистый язык» живописи воплощает внутреннее психическое состояние художника, и не следует искать в картине понятных и знакомых образов.

Русская революция

Малевич описывал супрематизм как «превосходство чистого чувства или восприятия в изобразительном искусстве». Не случайно революционное художественное движение возникло накануне русской революции 1917 года. Малевич и его последователи поддержали революцию, идеалистически полагая, что помогут созданию нового общества, где на смену жажде наживы придет духовная свобода. Стирая все материальные параллели с физическим миром, супрематизм стремился к чистоте общества, не имевшей отношения к этическим ценностям и принципам. Малевич не был религиозен, но считал свой подход в искусстве по-настоящему духовным.

Универсальное искусство

В 1916-м Малевич опубликовал расширенную версию брошюры 1915 года: «От кубизма и футуризма к супрематизму: новый реализм в живописи». В этой книге, по сути супрематическом манифесте, Малевич утверждал, что Черный Квадрат являет «нулевую форму», которая подводит итог прежним правилам и знаменует рождение нового изобразительного языка. Он пояснял, что супрематизм проходит три стадии развития: первая — черная, вторая — цветная и третья — белая.

Демонстрируя заключительную стадию стиля, в 1918 году он создает серию полотен «Белое-на-белом», полностью отказавшись от цвета, но изображая тем не менее заметные геометрические фигуры. Идеи супрематизма имеют в целом универсальный смысл, но в некоторых аспектах являются специфически русскими, далекими от европейских традиций. Специфически национальной чертой можно считать, например, аналогии с русской иконой. У иконописи в России давние и прочные традиции, многие русские восхищаются этими древними изображениями. В своих первых супрематических работах Малевич писал черные формы на белом фоне — черный круг, черный крест, повторяя классическую композицию иконы, где основной объект располагается в центре холста, зачастую на фоне симметричного креста или круглого нимба.

«В 1913 году, отчаянно пытаясь освободить искусство от тяжкого гнета реальности, я обрел убежище в форме квадрата» Казимир Малевич

В 1922 году Малевич вместе с другими супрематистами работал над трехмерными композициями, а в 1927-м в Высшей школе изобразительного искусства Баухауз была опубликована его книга «Мир как беспредметность», в которой подробно изложена теория абстрактного искусства и история создания «Черного квадрата на белом фоне». После прихода к власти Сталина в 1924 году и утверждения социалистического реализма как официального стиля в 1934-м супрематизм был запрещен правительством, но за годы своего существования он успел оказать огромное влияние на будущее изобразительного искусства, архитектуры и дизайна.

Казимир Малевич

Малевич однажды сказал, что белый — «это подлинный цвет бесконечности». Белый фон символизирует пространство, расстояние и вечность. Ограничив палитру несколькими красками, Малевич подчеркивал простоту форм, которые словно в случайном порядке возникали на холсте. Эти абстрактные плоские изображения, не имевшие никакого отношения к окружающему миру, призваны были освободить сознание зрителя от любых ожиданий и породить способность мистического непосредственного восприятия, не зависящего от предыдущего опыта и воспоминаний. Все его работы были написаны с предварительным нанесением сетки, но ощущение движения достигалось использованием диагоналей, острых углов и произвольным расположением фигур в пространстве.

«Супрематическая композиция», Казимир Малевич, 1915, холст, масло
«Супрематическая композиция», Казимир Малевич, 1915, холст, масло

Общество «Супремус»

В 1915 году Малевич организовал общество «Супремус», куда вошли Эль Лисицкий (1890-1941), Любовь Попова (1889-1924), Ольга Розанова (1886-1918), Александра Экстер (1882-1949) и другие. На своих собраниях они обсуждали вопросы философии супрематизма, полагая, что супрематизм может способствовать изменению общества к лучшему.

Эль Лисицкий
Эль Лисицкий
Любовь Попова
Любовь Попова



Поделиться ссылкой