Темпера — один из древнейших материалов для живописи. Натуральный пигмент, разведенный на яичном желтке (сегодня кроме него используют клей и полимеры), обладает уникальными художественными достоинствами.
Такими красками древнеегипетские художники разрисовывали саркофаги фараонов. Яркие матовые поверхности выглядели как будто покрытые эмалью в местах заливки и трепетали тончайшими оттенками, столь ценимыми во времена Нового царства, в изображениях птиц, рыб, зелени садов и тростниковых зарослей, прочих приметах изобилия Вечной жизни. Очень интересно написан темперой небесный свод в виде изогнутой женской фигуры с созвездиями на поверхности стройного тела.
Темперой писали на стенах материальные воплощения философских построений Плотина ранние христиане. Яркость цвета делала росписи особенно выразительными. Эти же цвета перешли и в первые фрески на стенах романских храмов, пока сами стены не уступили место готическому витражу.
Техники темперы и восковой энкаустики использовали живописцы для создания такого уникального явления, как погребальный фаюмский портрет — соединение традиций египетского мумифицирования и натуралистического римского портрета. Мягкие тональные моделировки, богатство оттенков, деликатная лепка объемов помогли создать необыкновенные по эмоциональному воздействию работы. Названные по месту находки, эти редкие по глубине и искренности меланхоличные изображения тех, кто давно покинул земные пути, легли в основу иконописного искусства грядущих времен.
Средневековье расписывало темперой скульптуры, фасады и интерьеры соборов — следы краски сохранились до наших дней.
Темперными красками написано большинство алтарных образов, причем не только в Византии и на Руси, где традиционная иконопись детально отработала и канон изображения той или иной иконы, и технологию ее создания. Фрески Андрея Рублёва, Феофана Грека, Дионисия — редкие по красоте проявления человеческого гения, высказанные языком темперы.
Эпоха Возрождения до появления в массовой практике масляных красок тоже активно пользовалась темперой, считая эту технику совершенно естественной и привычной. Работали темперой Микеланджело, Корреджо, Леонардо и многие другие выдающиеся мастера, узнать секреты которых сегодня мечтают многие исследователи их творчества. И секреты изготовления темперы в том числе.
Рафаэль начинал свои труды в Станцах Ватикана именно темперой, дополняя ее в конце работы маслом. Это позволяло создавать текучие переходы тонов одного цвета, свободнее обращаться со светом и тенью, высветлять отдельные участки картин, выразительно затеняя соседние.
Живописцы рубежа веков и первых десятилетий XX в. использовали темперу и с особым интересом исследовали ее возможности.
В середине XX в. академическая традиция масляной живописи взяла верх, навык письма темперой был подзабыт, но сегодня снова набирает популярность.