Высокие технологии: искусство новых медиа

«Я не выбирал видео: оно само выбрало меня.»
Билл Виола

Еще в начале XX века было сложно предположить, что в арсенале художников появится что-то помимо карандашей, кистей и палитры. Концептуальное искусство заявило о том, что нет ничего зазорного в сочетании разных видов творчества, а значит, вполне можно сочетать живопись и театральное действо, графику и декламацию, танец и декоративно-прикладное искусство. Ну а последняя треть двадцатого столетия вызвала к жизни «искусство новых медиа», которое создается при помощи разнообразных новых технологий.

Техника как создатель прекрасного

К жанру «новых медиа» принято относить все те культурные объекты, которые создаются при участии цифровых технологий, компьютерной анимации, средств виртуального общения. Произведение, созданное в духе «искусства новых медиа», вовсе не обязательно висит на стене или стоит на постаменте в художественной галерее. Оно может существовать в «киберпространстве», да и для его создания талант художника, его чувство цвета и гармонии могут быть вовсе не важны — ведь в качестве творца может выступать специальная программа. Нередки случаи, когда одно произведение искусства становится основой для другого — например, когда видеоряд проецируется на стену старинного здания, при этом структура постройки является самостоятельной частью художественного замысла и неотделима от него.

Видео-арт
Видео-арт

Вопрос о том, можно ли считать искусством объект «новых медиа», до сих пор чрезвычайно болезнен. Многие считают, что истинное искусство неотделимо от личности создавшего его человека — с его эмоциями, чувствами, мыслями. А если создание произведения отдано на откуп технике (пусть даже не полностью), то можно ли считать результат такого творчества искусством в полном смысле слова?

Искусство настоящего и будущего

Истоки «искусства новых медиа» находятся еще в 1960-х годах, когда развитие видеотехники позволило использовать камеры и видеомагнитофоны при проведении перформансов и создании инсталляций (вы ведь уже в совершенстве овладели терминологией современного искусства, не правда ли?).

В 1966-1969 годах в Бостоне создает свои инсталляции Нам Джун Пайк (1932-2006), которого считают основателем видеоарта. Мониторы становятся непременными участниками его композиций, наглядно демонстрировавших возможности видеотехники для представления своих творческих идей. Через несколько лет Нам Джун Пайк создал одну из самых известных своих композиций — «ТВ-Будда»: сидящий Будда смотрел на экран с изображением себя самого, которое, в свою очередь, было получено при помощи направленной на Будду камеры. Какова природа восприятия искусства? Каково влияние медиатехники на искусство и на человека в целом? — вот лишь часть вопросов, которые задал когда-то Нам Джун Пайк и которые не решены до сих пор...

Сверх-глашатай
«Сверх-глашатай», статуя вблизи «Музея Коммуникаций», Франкфурт-на-Майне

Нужно отдать должное «искусству новых медиа»: то, за что его критикуют приверженцы классики, — «холодность», «технологичность» — это лишь обратная сторона его огромных информационных возможностей. Это искусство позволяет победить пространство и время, связать новейшие достижения техники с древними мифами и символами — как это происходит, например, в творчестве крупнейшего современного мастера видеоарта Билла Виолы (р. 1951). Используя самые современные технические приспособления, он в то же время представляет в своем творчестве мотивы древнего искусства, сюжеты мифов и легенд античного мира.

Инженер, программист иёи художник?

«Искусство новых медиа» весьма популярно в среде художников-акционистов — достаточно напомнить «Веселого Роджера», «спроецированного» членами арт-группы «Война» на стену Дома Правительства России.

В целом же это искусство вызывает споры не только потому, что многим оно кажется неживым, относящимся скорее к области инженерного дела и компьютерных технологий. Не уйдет ли человек полностью в виртуальную реальность, не покажется ли ему мир, нарисованный при помощи высоких технологий, более привлекательным? Каких чудовищ может породить воображение человека, имеющего под рукой последние достижения компьютерной техники? Ведь еще в 1950 году фантаст Рэй Брэдбери создал знаменитый рассказ «Вельд», весьма наглядно представивший тот кошмар, который может произойти при слиянии «живой реальности» с виртуальной. Но, впрочем, это пессимистическая точка зрения. В целом же использование видеозаписей, проекторов, телекоммуникаций, виртуального пространства невероятно расширило творческие возможности художников.

World Skin (1997)
World Skin (1997), интерактивная инсталляция Мориса Бенаюна в виртуальной реальности (Фото-сафари в стране войны)



Поделиться ссылкой