Альфред Сислей: Вдохновленный пленэром

Сейчас спустя столетие имя Альфреда Сислея неотделимо от самого понятия импрессионизм, он — его квинтэссенция, он — ярко выраженный приверженец пленэрной пейзажной живописи, а это основа нового метода, который Сислей начал осваивать вместе со своими однокашниками по студии Глейра еще в середине 18б0-х гг.

А. Сислей. Опушка леса в Фонтенбло. 1865; А. Сислей. Аллея в пригороде. 1866
А. Сислей. Опушка леса в Фонтенбло. 1865; А. Сислей. Аллея в пригороде. 1866. Стоит посмотреть на две аллеи, которые Сислей изобразил с разницей в год, и мы почувствуем его движение навстречу с легкой импрессионистической манерой, когда уходит контрастный свет, панорамное построение, эпический подход. На смену приходят воздушность, световая градация, открытость навстречу зрителю
О. Ренуар. Портрет Альфреда Сислея. 1867
О. Ренуар. Портрет Альфреда Сислея. 1867. Молчаливый и сдержанный Альфред Сислей никогда не претендовал на роль «отца импрессионизма», однако, отвечая на вопрос Матисса о том, кого можно назвать истинным импрессионистом, Камиль Писсарро сказал: «Сислея, — и добавил, — импрессионист, это тот, кто каждый раз работает по-новому»
А. Сислей. Берег Сены осенью. 1879
А. Сислей. Берег Сены осенью. 1879. Эта работа построена на резком контрасте разлитых по плоскости неба и зеркалу воды оттенков бледно-серого и острой графики темных ломаных силуэтов стволов и веток прибрежных деревьев
А. Сислей. Поля на холмах близ Аржантёя. 1873
А. Сислей. Поля на холмах близ Аржантёя. 1873. Лето привлекало Сислея своими жаркими красками, контрастными тенями, энергией солнца — все это есть в пейзаже «Поля на холмах близ Аржантёя», который волнует интенсивностью колорита и стремительностью красочных потоков
А. Сислей. Садовая дорожка в Лувесьене. 1873
А. Сислей. Садовая дорожка в Лувесьене. 1873. Сислеевская дорожка, четко очерченная перилами, энергично погружает нас вглубь картины, призывая полюбоваться сверкающей черепицей на крыше, начинающими желтеть кронами садовых деревьев. Вдалеке привлекает наше внимание характерное для осени противостояние теплых желтых тонов и холодного светло-синего, кое-где интенсивнее звучит желтый, и мы чувствуем дыхание наступающей осени, но постепенно синий завоевывает все пространство, разливаясь небом и рекой на дальнем плане

В те годы Сислей не был столь настойчив и целеустремлен как Моне, он все еще был в плену живописи лириков Коро и Добиньи.

Более того, он совсем недавно решил заниматься живописью в отличие от своего друга Ренуара, который работал художником по фарфору с детских лет. Альфред происходил из семьи состоятельного английского буржуа, всю жизнь прожившего во Франции, был образован, увлекался поэзией, музыкой, познакомившись в Лондоне, куда был послан отцом изучать коммерцию, с искусством Констебла и Тернера, понял, что его призвание — быть художником. Первые шаги на новом поприще давались Сислею нелегко, он довольно робко идет по пути освоения новой техники раздельных мазков и цветных теней, но он это делает согласно своему видению и живописному темпераменту.

А. Сислей. Терраса в Сен-Жермен, весна. 1875
А. Сислей. Терраса в Сен-Жермен, весна. 1875. Средний план картины образует столкновение гладкой плоскости прибрежного луга и пушистых облаков цветущих садов, на первом плане возникает излюбленный мотив художника — дорога, но не такая как у Писсарро — уходящая вдаль стрела. В работах у Альфреда Сислея это скорее тропа, которая извивается, выгибается дугой, прячется за горизонтом, ускользая от нашего взора и создавая ощущение недосказанности
А. Сислей. Луг. 1875
А. Сислей. Луг. 1875. «Может ли быть что-нибудь прекраснее летнего неба, — однажды воскликнул Сислей, — синего, высокого, с легкими белыми облаками!» Именно такое небо в картине «Луг» создает настроение радости. Не менее прекрасна и земная, тонко прорисованная, часть пейзажа на первом плане
А. Сислей. Весенняя лужайка в Би. 1880
А. Сислей. Весенняя лужайка в Би. 1880. В этом пейзаже мы снова встретимся с тропой и непременной фигуркой путника, который играет роль посредника между зрителем и пространством картины, автор призывает нас присоединиться к персонажам и пройти по тропе вдоль берега, насладиться запахом почек на деревьях, мягкостью весенней травы, погреться на лучах мартовского солнышка
А. Сислей Канал-Сен-Мартен. 1870
А. Сислей Канал-Сен-Мартен. 1870. Меланхоличное настроение позднего Сислея находит свое выражение в образах рек, каналов, берегов, островов, плотин и мостов, и огромного неба над ними
А. Сислей. Барка во время наводнения в Пор-Марли. 1876
А. Сислей. Барка во время наводнения в Пор-Марли. 1876
А. Сислей. Лодка в Пор-Марли. 1876
А. Сислей. Лодка в Пор-Марли. 1876. Это победа водной стихии — улица исчезла, вместо экипажей курсируют лодки. Наводнение для пейзажиста представляет чисто художественный интерес как удивительной красоты вид, где наступающая вода превращает улицу, дорогу, землю в одно большое зеркало, в котором теряются границы реальности. Любопытно, как Сислей противопоставляет грозные силы природы — воду и небо — мирному существованию городка с его домами, магазинами, ресторанами и горожанами, которые относятся к происходящему без треволнений, они обмениваются новостями, плывут в лодках за покупками. Картины наводнения в Марли — подлинные шедевры живописи импрессиониста Альфреда Сислея, художника неба и воды

Очень многие пейзажи Сислея, созданные им в окрестностях Парижа или в отдаленной провинции и на английских берегах, имеют в названии уточнение, в какое время года был написан тот или оной вид. Для автора, судя по всему, это было очень важно — подчеркнуть сезонные черты, уловить характерные для каждого времени года состояния природы. Причем его восприятие никогда не отличалось динамичной погоней за изменениями, Сислея интересует неспешная жизнь окружающего мира, в которой и без особых эффектов достаточно красоты, глубины и жизненной силы. Так, в одном из ранних весенних пейзажей «Терасса в Сен-Жермен» Сислей выбирает верхнюю точку для обзора окружающих просторов долины реки Сены. Перед нами расстилается широкое пространство, в котором находится целый мир с подвижным огромным небом, рекой, мостом, лодками и окутанными облаками пара баркасами, от моста взбегает на склон холма городок белыми горошинами домиков. Прелесть солнечного летнего дня Сис- леем прекрасно передана в пейзаже «Луг» 1875 г., где он половину картины отдает небесам, отчего пейзаж наполняется воздухом, простором, легкостью. Линия деревянной изгороди отделяет луг от далей второго плана, где виднеются желтые и зеленые пятна полей, кроны деревьев, крыши домов. В этом пейзаже царят та сладостная безмятежность и умиротворение, которые посещают нас только в июльский полдень на лугу. В 1873 г. молодой Сислей вдохновенно работал на пленэре в окрестностях Буживаля и Лувесьена, где он в то время снимал жилье или приезжал к друзьям в гости. Осенью он пишет пейзаж «Садовая дорожка», созерцая с высоты живописный берег Сены, утопающий в осенней листве. Мастер поймал прекрасный прозрачный день ранней осени, когда все вокруг слегка мерцает, радуясь неяркому сентябрьскому солнцу. В более поздние годы Сислей все чаще обращается к осенним пейзажам, но в них царит другое настроение, они пронизаны меланхолией поздней осени. В 1879 г., во многом переломном для мастера, когда он теряет отца, переживает неудачи, связанные с выставками и отсутствием признания, его осень становится пронзительно печальной. В начале 1890-х гг. Сислей живет в отдалении от столицы на берегу притока сены — Луане, где создает два осенних вида с близкой точки — перед нами изгиб канала, дорожка вдоль берега, деревья, повторяющие плавную линию излучины, фигурки идущих людей.

«Сюжет, мотив должен всегда трактоваться простым, понятным для зрителя и захватывающим его образом. В результате удаления всего лишнего зритель выводится на путь, предуказанный ему художником». Альфред Сислей

С годами все чаще взоры Сислея приковывает к себе небосвод, в этом он наследник традиций своего великого земляка Джона Констебла. Значение, которое он придавал написанию небес, художник охарактеризовал так: «Небо не может быть только фоном. Я подчеркиваю эту часть пейзажа, потому что хотел бы, чтобы вы поняли важность, которую я ему уделяю. Я всегда начинаю рисовать с неба». Постепенно мир в сислеевских работах становится неустойчивым, уплывающим и безбрежным, мы перестаем чувствовать опору, это вносит ощущение тревожности и беспокойства. Формируется типичная для Альфреда Сислея пейзажная композиция, где земной тверди отводится все меньше места, поздние картины мастера почти сплошь состоят из неба и его отражения в воде. Возможно, неосознанная тяга к воздушно-водяной субстанции сказалась в том, с каким воодушевлением он работал во время случившегося в Пор-Марли наводнения. В декабре 1872 г. Сислей нарисовал четыре картины, изображающие наводнение в Пор-Марли, это были спонтанные впечатления о крупном стихийном событии. В 1876 г, наводнение повторилось, и Сислей создал семь картин, уже как документальное свидетельство его этапов — от первого подъема уровня воды до ее возврата в обычное русло реки.

А. Сислей. Весна в окрестностях Парижа. 1879
А. Сислей. Весна в окрестностях Парижа. 1879. Большая часть весенних пейзажей Сислея изображают цветущие фруктовые деревья, для него это символ мажорности наступающей весны. Этот пейзаж построен на сложном взаимодействии холодных оттенков серого, голубого, белого с вкраплениями зеленых и розоватых тонов. Мы чувствуем прохладу весеннего ветреного дня и едва ощутимый аромат цветов, проникаемся настроением лирического созерцания красоты
А. Сислей. Дождь в Море-сюр-Луэн. 1891
А. Сислей. Дождь в Море-сюр-Луэн. 1891. Летний дождь стал героем пейзажа, написанного почти через два десятилетия в селении Море, где пейзажист провел последние годы жизни. Мы с восхищением любуемся отливающей перламутром мостовой, которая сверкает рефлексами розового, зеленого, синего, скромная деревенская дорога, омытая летним ливнем, преображается и ненадолго превращается в роскошное зеркало, в котором отражаются небо, фигурки прохожих, изгородь, телега
А. Сислей. Берег Сены в Буживале. 1873
А. Сислей. Берег Сены в Буживале. 1873. Сначала он делает все более низкой линию горизонта, оставляя половину пейзажа, а иногда и две трети небесам, затем его небо становится все более разнообразным: тяжелым, ветреным, холодным, напротив — знойным, высоким, безмятежным
А. Сислей. Вид на Море-сюр-Луан. 1890
А. Сислей. Вид на Море-сюр-Луан. 1890. «Вид на Море-сюр-Луан» встревожит нас свинцовым стремительно бегущим небом, а октябрьский вечер в том же Море, изображенный на пейзаже 1888 г., внесет успокоение персиковыми переливами вечерней зари
А. Сислей. Вечер в Море-сюр-Луан, конец октября. 1888
А. Сислей. Вечер в Море-сюр-Луан, конец октября. 1888
А. Сислей. Утро. Вид на Сен-Мамес. 1881
А. Сислей. Утро. Вид на Сен-Мамес. 1881. Затем Сислей «заселяет» свое небо облаками — то ребристыми и тающими, как однажды утром в Сен-Мамес, то лохматыми и нависающими над Сеной в Сюрене, в картинах нашего героя можно найти целый облачный атлас, радующий глаз богатством форм и оттенков
А. Сислей Сена в Сюрене. 1877
А. Сислей Сена в Сюрене. 1877
А. Сислей. Канал реки Луан. 1892
А. Сислей. Канал реки Луан. 1892. Этот пейзаж отличается легкими мазками, полупрозрачными приглушенными красками, туманным воздухом и неторопливым ритмом. Палитра, играющая на гармониях синего, лилового и фиолетового цветов, передает подлинное ощущение мира и спокойствия



Поделиться ссылкой