Говоря об Эдварде Мунке, искусствоведы в первую очередь отмечают, что он был норвежским художником. И это более чем справедливо. Природа Норвегии: сосновые леса и каменистые пляжи холодного моря, мистические белые ночи и мучительно долгие темные зимы — смотрит на нас с картин Мунка отрешенными глазами его загадочных персонажей.
Изначально Мунк назвал картину «Крик природы» . А изображенный здесь человек лишь зажимал уши, пытаясь спастись от ее невыносимого крика, и, согласно замыслу, утрачивал все человеческое. Но природные ужасы случаются, к счастью, не часто, а память людская коротка. Так, мы уже начали забывать и кровавые закаты, вызванные извержением Кракатау в конце позапрошлого века, и даже паралич коммуникаций во время извержения вулкана в Исландии в 2010 г., и другие страшные катаклизмы. Вероятно, больше, чем природные катастрофы, людей пугает то, что постоянно находится у них внутри: «твой ад всегда в тебе». Современная трактовка картины «Крик», которая приписывает крик ужаса и отчаяния вселенского размаха самому человеку на переднем плане, подтверждает это замечание. Наделенная именно таким смыслом, эта картина в наши дни стала чрезвычайно популярной.
Вариант картины 1895 г. был продан в 2012 г. за 119,9 млн долларов. На тот момент это было самое дорогое произведение искусства, когда-либо проданное на открытом аукционе.
А уж сколько раз ее пытались похитить, точно мы, вероятно, не узнаем никогда.
Художник всю жизнь продолжает свое развитие. Оставленный привычной болезнью, уже не боящийся смерти, с которой хорошо знаком, рука об руку с природой родного края — к солнцу, к свету, к мудрости.
Вот он на пороге прощания с миром. Чуть задержавшись, раздав долги, оставив сомнения, обретя признание — и себя самого. Между часами и застеленной домотканым покрывалом кроватью — между неумолимым временем и обещанием покоя. А за ним — солнце!
Природа, такая покорная, уязвимая и одновременно столь мощная, безжалостно равнодушная, стала вдохновляющей основой для его бессмертного «Крика», по которому чаще всего и судят обо всем творчестве Мунка огульно. Этот сложный антропоморфный образ (чтобы назвать существо на первом плане человеком, приходится приложить усилие) — реакция на происходящие вокруг зловещие природные знамения.
Маленьким подарком природы Мунку и нам становится срез крепкого, свежеошкуренного соснового бревна на хрустящем снегу. Пахнущее смолой и морозцем рукотворное солнышко? Праздничная лепешка, щедро политая маслом и медом? Бытие обретает вкус и крепость.
Загадочная, сияющая в серебристых отблесках света на воде сирена: темные провалы глаз, вытянувшаяся в струну фигурка, живущие собственной жизнью рыжие пряди волос по плечам. Не устоять, не понять, не уйти — зритель во власти Женщины. Мунк взглянул в глаза Смерти в 24 года, засмотревшись на огонь в камине, но прожил до 85. Он ожидал тяжелой неблагодарной Судьбы, но щедро получил все ее дары. Казалось, Болезнь — и та, стоя за плечом, поддерживала кисть в слабеющей от сомнений и неуверенности руке — и он с благодарностью принимал эту помощь. Земным подругам не равняться с такими почитательницами таланта, как Она. И лунный свет уверенно и безоговорочно ставит точку над «i».