Импрессионизм в Америке: Путешествие через океан

Америка после завершения Гражданской войны переживала экономический бум, в стране быстрыми темпами появился средний класс, представители которого были главными зрителями и собирателями произведений искусства. Новое молодое буржуазное общество было лишено укорененных традиций и устоявшихся пристрастий, американцы были открыты новому искусству, которое прибыло к ним из Парижа и осталось в коллекциях, галереях и музеях. Огромное значение для приобщения американской публики к новым достижениям импрессионистов сыграли большие выставки конца 1870-1880-х гг. полотен Моне, Ренуара, Дега в крупных городах Соединенных Штатов. Начинающие американские художники также были впечатлены французскими импрессионистами и отправились учиться в столицу Франции. Потребность в европейском искусстве и в европейской школе во многом объяснялась отсутствием собственной художественной традиции.

М. Кассат. Женщина с жемчужным ожерельем в ложе. 1879
М. Кассат. Женщина с жемчужным ожерельем в ложе. 1879
М. Кассат. Автопортрет. 1878
М. Кассат. Автопортрет. 1878. Американская художница и график Мэри Кассат — феминистка и кавалер ордена Почетного легиона, одна из трех «гранд-дам импрессионизма. Дочери миллионера было уготовано беззаботное будущее. Но Мэри Кассат выбрала непростой путь художника, на котором сопротивление встречала гораздо чаще, чем поддержку. Она создала множество глубоких женских образов, воспевала материнство, но своих детей, как и мужа, у нее никогда не было
М. Кассат. Чашка чая. 1880
М. Кассат. Чашка чая. 1880. Любимой моделью Мэри стала ее старшая сестра Лидия, которую она пишет в разном настроении, то немного печальной и погруженной в себя, то энергичной, радостной и уверенной. Увы, Лидия умерла совсем молодой женщиной, Мэри, бывшая рядом с сестрой, на некоторое время совсем перестает писать, она покидает Францию. Позже, когда она снова берется за кисти, то работает совсем в другом стиле, импрессионизм остался счастливой порой ее жизни
М. Кассат. Красные маки. 1874
М. Кассат. Красные маки. 1874. Кассат пробует себя в новой технике и пишет близкий к картине Моне пейзаж с мотивом макового поля

Первой ласточкой американского импрессионизма можно назвать Мэри Кассат, которая вопреки желанию своей состоятельной буржуазной семьи стала серьезно обучаться живописи и настояла на продолжении учебы в Париже. В конце 1860-х гг. Мэри в сопровождении матери и сестры изучает живопись старых мастеров, знакомится с новыми тенденциями и даже выставляется в Салоне. В 1870-х гг. она снова едет в Европу по просьбе архиепископа Питтсбурга, который заказал Мэри копии полотен Корреджо, находящихся в Парме. Выполнив заказ, Кассат отправилась в путешествие по европейским столицам оттачивать свое мастерство. Вернувшись в 1874 г. в Париж, она попадает на выставку в студии Надара, где работы импрессионистов производят на нее глубокое впечатление.

«Если хотите найти американское искусство, вы найдете его в Париже. А если не найдете, то найдете много чего другого в Париже». Генри Джеймс

В это же время на выставке в Салоне ее работу «Ида» видит Эдгар Дега и жаждет познакомиться с женщиной, которая умеет так писать. Кассат же увидела пастели Дега и была потрясена. «Это изменило мою жизнь. Я увидела искусство таким, каким я хотела его увидеть», — написала она другу. Когда наконец Дега и Кассат встретились, то Эдгар предложил Мэри выставляться вместе с импрессионистами, она тут же согласилась, став единственной американкой, которая участвовала в выставках импрессионистов. Творческая многолетняя дружба с Дега обогатила живописную манеру Кассат, она овладевает техникой пастели, работает смело и ярко. Выставка 1879 г. была самой успешной, Кассат удалось продать несколько своих картин, на деньги от которых она стала собирать работы Дега и Моне. Ее сюжеты и мотивы связаны с изображением близкого ей круга людей, которые читают книги и газеты, гуляют в парке, посещают театр, делают визиты, занимаются рукоделием. Известность художнице принесли картины с изображением матерей с детьми. Она сама никогда не была матерью, но ей удалось отлично показать это состояние в своих картинах.

М. Кассат. Маленькая девочка в синем кресле. 1878
М. Кассат. Маленькая девочка в синем кресле. 1878. Благодаря необычному ракурсу и широким мазкам кисти, происходящее на полотне становится более живым. Это касается и сюжета картины (девочка отдыхает после игры), и интерьера, который кажется более объемным благодаря тому, что художница удачно отобразила падающий на кресла свет. Новизна работы заключается в том, что образ ребенка не идеализирован, девочка изображена в естественной позе
М. Кассат. В театре. 1880
М. Кассат. В театре. 1880. Ярким примером влияния Дега на творчество Мэри Кассат является эта, написанная пастелью картина. Здесь невольно вспоминаются многочисленные балерины, которых рисовал Дега, используя тот же материал. Влияние гения пастели можно заметить и в штриховке, и в тематике рисунка
М. Кассат. На балконе. 1879
М. Кассат. На балконе. 1879. Работы Кассат полны света, жизнеутверждающей силы, ее героини внутренне свободны, вдумчивы, открыты миру. Часто Кассат строит композицию с использованием зеркального эффекта, что усиливает ощущение контраста персонажа и окружения
Д. Твахтман. Вид «Холи Хауса». 1901
Д. Твахтман. Вид «Холи Хауса». 1901. Маленькая ферма Твахтмана «Холи Хаус» стала местом, где собирались американские мастера импрессионизма
Ч. Гассам. Конные экипажи вечером. Нью-Йорк. 1890
Ч. Гассам. Конные экипажи вечером. Нью-Йорк. 1890. Чайльд часто работал в жанре городского пейзажа, изображая улицы Нью-Йорка, современную американскую архитектуру, что воспринималось как неслыханное новаторство
Ч. Гассам. Дождливый день на 5-й авеню. 1893
Ч. Гассам. Дождливый день на 5-й авеню. 1893. Как многие из его коллег, Гассам любил обращаться к пейзажам «с осадками», где люди и здания, деревья и дороги видны сквозь дождь, туман или снегопад
Ч. Гассам. Летний солнечный свет. 1892
Ч. Гассам. Летний солнечный свет. 1892. В 1890-х гг. он совершает множество путешествий по стране, пишет различные виды природы, часто с женскими фигурами, вписанными в пространство пейзажа

Новая волна интереса к импрессионизму в Америке связана с тем, что в 1897 г. от «Ассоциации американских художников» отделилась группа «Десять американских художников», которую возглавили ставшие невероятно популярными впоследствии Джон Твахтман и Чайльд Гассам. Десять американских импрессионистов избрали своим штабом колонию Олд Лайм в Коннектикуте, где работали на пленэрах в течение двух десятков лет. Переняв технику французского импрессионизма, американцы наполнили свои картины другими темами и образами, многолюдных сцен из жизни мегаполиса, а тем более ночного города у них практически не встречалось. Американский импрессионизм более лиричен и даже сентиментален, он наполнен видами природы и сценами домашнего семейного уюта. Протестантская этика и особенности менталитета, своеобразие природы и исторического развития сказывались в произведениях группы «Десять».

Чайльд Гассам начинал в Бостоне как иллюстратор журналов и акварелист, и любовь к линии, лаконичному силуэту и прозрачности колорита остались в его более поздней живописи. Импрессионизмом Гассам увлекся во время поездки по Европе в середине 1880-х гг., где он знакомится с новыми течениями и мастерами. Живопись французских художников заворожила Чайльда, и он поступает в Академию Жюлиана, где учится три года. Вернувшись на родину, он работает в жанре пейзажа.

Ч. Гассам. Белая рыбацкая лодка. Глочестер. 1895
Ч. Гассам. Белая рыбацкая лодка. Глочестер. 1895. Совместно с Джоном Твахтманом и Джулианом Вейром Чайльд Гассам создал группу «Десять американских художников» («Десять»). Их целью было не только демонстрировать отказ от принятого академического стиля, но и в некотором смысле они хотели сделать американское искусство таким, чтобы оно ценилось за рубежом
Ч. Гассам. Метель. 5-я авеню. 1890
Ч. Гассам. Метель. 5-я авеню. 1890. Атмосфера в его городских работах близка к парижским видам, на них многолюдно, шумно, царит бодрая, энергичная атмосфера
Д. Твахтман. Белый мостик. 1900
Д. Твахтман. Белый мостик. 1900. Импрессионизм в Америке приобрел очень широкое распространение и огромную любовь зрителей, не имея более ранней пейзажной школы, именно американские импрессионисты взяли на себя миссию создать американский национальный пейзаж. Импрессионизм еще долгие годы в начале нового XX столетия был востребован в художественной среде Америки, несмотря на наступающий модернизм
Д. Твахтман. Зимний ручей. 1893
Д. Твахтман. Зимний ручей. 1893. Многие произведения Твахтмана выполнены в технике пастели, где автор мастерски использует преимущества этого материала и придает пейзажам особую мягкость
Д. Твахтман. Скованный льдом. 1895
Д. Твахтман. Скованный льдом. 1895
Д. Твахтман. Заснеженный дом. 1895
Д. Твахтман. Заснеженный дом. 1895. Пейзажи Твахтмана деликатны и грациозны, он чуток к малейшим изменениям в состоянии природы, особенно зимней, с тихими заснеженными полянами, с черно-белой графикой ветвей и водоемов на фоне сугробов

Джон Твахтман был пейзажистом другого — безлюдного — направления, он посвятил себя написанию чистых пейзажей, фигуры или здания он писать не любил. Свое обучение Твахтман оттачивал в Мюнхене, ему были близки голландские пейзажисты, только затем он познакомился с французами и начал овладевать техникой раздельного мазка. После возвращения домой он всю жизнь жил и работал в родном штате Коннектикут, красоты которого он тонко и нежно запечатлевал. В отличие от Гассама, которому интересно рассматривать взаимодействие рукотворного и природного начала, его замерзшие водопады и ручьи передают почти космическую отрешенность природы от человека.




Поделиться ссылкой