Клод Моне провел детство на берегу моря в Гавре, возможно, поэтому ему так нравилось изображать различные водные поверхности, всю жизнь его тянуло к океану, рекам, озерам и прудам. Водная стихия тоже любила Моне, она легко открывала ему свои тайны, и он с блеском переносил их на холст. С другой стороны, постоянное наблюдение за непредсказуемостью и изменчивостью морского прибоя, необозримых прибрежных пейзажей, огромного ветреного неба заронила в молодом человеке мысль об исчезающих основах материальности окружающего мира, о его призрачности. Потом эта мысль станет главной идеей всего творчества импрессиониста Клода Моне, который в своих поздних вещах придет к тому, что предмет изображения полностью растворится в тумане воздуха и света.
Забавно, но начинал свою профессиональную деятельность юный Клод Оскар в различных печатных изданиях Гавра в качестве автора карикатур и юмористических иллюстраций, выступая уже тогда хорошим рисовальщиком с легким пером и точным глазом. Биография многих художников часто зависит от важной встречи, которая окажется в итоге судьбоносной. Для 17-летнего художника такой стала встреча с талантливым живописцем Эженом Буденом, который жил и работал в Гавре, писал нормандское побережье в совсем новой манере. Именно Буден первым пристрастил Моне к пленэрной живописи, именно он вселил в него уверенность в том, что он сможет стать художником и добиться на этом пути успеха. А честолюбия, энергии, характера и трудолюбия Клоду Моне было не занимать. Буден познакомил своего подопечного с приехавшим в Гавр голландским пейзажистом Яном Йонгкиндом, который также много работал на натуре, но его живопись была более детальной и прорисованной. Эти два художника стали главными его учителями в период становления, благодаря их влиянию он встал на путь новаторской натурной пейзажной живописи. Затем в его жизни будут парижские студии и мастерские, но главным событием первых столичных лет станет знакомство и крепкая дружба с Ренуаром, Сислеем и особенно с Базилем. В них он обретет опору и поддержку в минуты отчаянных творческих мук, с ними он будет делить не только последние су, но и радость новых открытий и свершений на нелегком пути обретения собственного художественного видения.
«Старайтесь забыть о том, что вы видите перед собой, о дереве, доме, о поле, о чём угодно. Просто думайте, что в этом месте маленький синий квадрат, там продолговатая розовая фигура, и продолжайте до тех пор, пока у вас не возникнет наивного впечатления от картины, которая находится перед вашими глазами». Клод Моне
Вместе они решатся на дерзкие перемены в своей жизни — уйдут из студии Ш. Глейра в свободную, но шаткую неизведанность, вместе будут переживать отказы салонного Жюри, глумление прессы и публики. Возможно, поодиночке они не смогли бы пройти этот путь до конца и отказались бы от своей живописи, стали бы как большинство их коллег, но их дружеская сплоченность, а также юношеское упрямство помогли им все преодолеть. С самого начала их дружбы было понятно, что Клод Моне лидер, он был самым решительным и последовательным, в силу своего волевого характера и в силу того, что имел уже довольно полное представление о том, что он хочет сказать миру.
В отличие от своего старшего «почти однофамильца» Мане Клод был цельной натурой, всю жизнь поступательно идущий к своей цели. Уже в молодости Моне определился с тем, что самым привлекательным объектом для изображения для него является природа. Сначала под влиянием Эдуара Мане ему еще было интересно вписывать в пейзаж фигуры людей, но потом его картины становились все более безлюдными. Через всю долгую плодотворную творческую Моне проходят одни и те же близкие мотивы, которые он развивает и даже исследует в течение всей жизни, это море и скалы, это сады и парки, это река, мосты и лодки, а также окрестности Парижа в разные состояния природы и времена года. Удивительно, как личность Моне объединяла в себе эмоционально-поэтическое начало, способное так тонко чувствовать цветовые нюансы и флюиды, и рационализм исследователя, который много лет наблюдал и анализировал природу света и цвета и их влияние на предметы. Видимо, в этом кроется секрет всемирной славы Моне, он близок и интересен очень разным зрителям, которые находят в его работах отклик своим чувствам или мыслям.
Первые морские пейзажи Моне создал еще в своей нормандской юности, он писал обжитой берег моря, прибрежные деревни, рыбаков и лодки, это работы пытливого наблюдателя, который тщательно изучал предмет своего интереса, замечая все его черты и отличия. Особенно интенсивно он писал марины в Онфлере, неподалеку от Гавра, где в эти годы жил его учитель Эжен Буден. Но интерес к сложностям освещения и к изменчивой динамике волн уже чувствуется в онфлерских вещах Моне. Прибрежные городки Нормандии манили Клода Моне, через два года он пишет светлый праздничный пейзаж «Терраса в Сент-Адресс», который он выстраивает как декорацию, где море выступает в качестве фона.
Совсем иначе было увидено море в знаменитой работе «Впечатление. Восход солнца»: предрассветный туман скрадывает подробности и превращает все предметы в плоские силуэты, но уже сейчас на наших глазах все начинает преображаться, зажигается оранжево-красный шар восходящего солнца, расцвечивает небо фантастическими всполохами и дает зыбкую ребристую дрожащую дорожку на воде.
Точно перед выставкой поменял название картины, ставшее, как известно, судьбоносным для импрессионистов. Назвав картину сначала просто «Восход солнца в Гавре», потом все же уточнил — «Впечатление. Восход солнца», еще раз доказав, что — Бог в деталях. В следующий раз на нормандское побережье Моне возвращается уже зрелым мастером, позади у него тяжелые испытания и потери. Пейзажи, написанные в окрестностях Дьеппа — в Пурвиле и Варанжевиле в начале 1880-х гг., полны скрытого драматизма и беспокойства. Манера письма становится более раздробленной, быстрой, автор пишет мелкими яркими пестрыми рельефными мазками.
Пожалуй, самыми выразительными и эмоциональными являются необыкновенные марины острова Бель-Иль, созданные Клодом Моне в 1886 г. В них он поднимается до поистине поэтических высот, создав суровый, но при этом притягательный образ моря, как образ мира. Почти все пейзажи этого цикла Моне писал в шторм, привязав себя и мольберт к скале, только так он смог проникнуть в таинственные глубины океанских просторов. Тяга к почти экзальтированным природным видам выдавала внутреннее тревожное состояние духа у Моне в эти непростые годы для него и для всего явления импрессионизма. Но как часто это бывало, в переломные моменты своей жизни художник обращался к морю, где он неизменно мог найти созвучное себе настроение.
Камилла Донсье была, видимо, главным человеком в жизни Клода, во всяком случае, в его картинах ее образ встречается наиболее часто, она была не только любимой женщиной художника, но и его любимой моделью, или даже музой. Их знакомство произошло еще в 1865 г., по одной из версий, в кафе «Гербуа», где часто бывал начинающий художник. Вскоре изящная юная брюнетка с печальными глазами станет частым гостем на картинах Моне, в портретах, жанровых сценах и даже в пейзажах художник изображает свою возлюбленную. Полтора десятилетия проживут вместе Клод и Камилла, пока внезапная и очень ранняя смерть не оборвет ее жизнь. Преодолев множество сложностей и препятствий, они обретут свое семейное счастье, у них родятся два сына, Моне будет много писать, Камилла будет стойко и кротко переносить все бытовые невзгоды, постоянную нищету и даже поддерживать мужа с его непростым характером в минуты творческих мук. Преданность и любовь Камиллы будут неизменными как в минуты испытаний, так и позже, когда к Клоду придет наконец слава и успех. Одно из первых появлений Камиллы в картинах Моне произошло во время его работы над огромным полотном «Завтрак на траве» в 1865 г., судьба которого весьма печальна, картина сохранилась лишь во фрагментах и эскизах. По замыслу автора на холсте должны быть изображены мужские и женские фигуры в освещенном солнцем лесу на пикнике. Исполинские размеры работы не позволяли вынести ее на пленэр, поэтому Моне делает к ней несколько замечательных натурных этюдов.
В следующие годы он неоднократно пишет свою жену в природной среде, в картинах «Женщина читает, или Весна» и «На лугу». В первой она расположилась под кустами сирени с книгой в руке, и на ее розовое платье сквозь листву падают сиреневые блики света. Еще раз читающую Камиллу мы увидим на лугу среди травы и цветов, написанных так изумительно тонко, что можно видеть покачивание растений, и ощутить дуновение ветерка. Картина создана в тот счастливый период, когда их отношения были наиболее нежными, что Клоду удалось чутко и трепетно передать в этой картине. Обе «читающие Камиллы» были написаны в Аржантёе, первую Моне сначала называл «Весна», тогда как вторую можно с полным правом назвать «Лето», настолько точно они передают интонацию этих времен года.
Аржантёйские семь лет — с 1871-го по 1878-й — в творчестве Клода Моне были, пожалуй, наиболее насыщенными, плодотворными и наполненными самыми разнообразными мотивами, отражая пытливый интерес к миру, а также бурную энергию познания и созидания вступающего в свои зрелые годы мастера. В окружении любящего семейства, в состоянии душевного равновесия, получив небольшое наследство от отца и будучи хотя бы на время свободным от нужды Моне в эти годы открыт творчеству, он находится в непрерывной воодушевленной работе. Уехав из Парижа по материальным соображениям, он обрел в небольшом городке Аржантёе благодатную почву для пленэрной живописи. С одной стороны, это был живописный уголок французской природы с маковыми полями, лугами, садами, прибрежными зарослями, с другой — это было популярное место отдыха на воде, каждое лето здесь собирались яхтсмены и проводили парусные регаты, что стало излюбленным мотивом для изображения всех импрессионистов, которых восхищенный Моне приглашал на пленэры. Главным героем аржантёйских пейзажей следует по праву признать Сену, она как магнит притягивает внимание «водолюба» Моне, его привлекает оживленная суета на реке, рыбаки и стайки гусей, снующие по воде ялики, шаланды, парусники. В Аржантёе Клоду особенно нравилось наблюдать за движением лодок под мощным железнодорожным мостом, который представлял собой контрастную силу статичной устойчивости рядом с мелькающим и струящимся речным миром. Во всех речных пейзажах середины 1870-х гг. разлито в воздухе ощущение радости и гармонии, молодости и позитивной энергетики, здесь везде светит солнце, в ветвях и парусах шуршит ветерок, плещутся волны, щебечут птицы, доносится беспечный смех и запах свежей травы. Уехав из Аржантёя, чета Моне, как оказалось, утратила рай, поскольку 1878-1879 гг. стали самыми тяжелыми в жизни художника, он теряет Камиллу, умершую после рождения второго сына Мишеля, весь мир для него лишается звонких красок и громких звуков.
В 1880-е гг. находится в местечке Ветёй и создает пронзительно-молчаливые пейзажи с видами Сены и ее берегов. Сначала в безлюдных видах зимних окрестностей Ветёя царил холод и отчуждение, затем в летних видах появляется ощущение нервного дробного колорита и рваного ритма. Именно здесь в Ветёй происходит перемена в технике Моне, уходит былая мягкая цветовая градация при создании предметов и фона, теперь поверхность картины состоит из мелких рельефных пестрых мазков, которые образуют эффект радуги. Постепенно Моне выходит из состояния оцепенения и в начале 1880-х гг. пишет более яркие пейзажи с видами своей любимой Сены.
Пространство цветущего сада было для Клода Моне символом идеального мира, защищенного от всех бед, где возможно достижение гармоничной жизни. В течение всей творческой биографии он без устали отображал на полотне сады, цветники, парки и скверы, все, что он умел в жизни, по его словам, это писать картины и выращивать сады. Первые изображения цветущих садов были созданы еще в Сент-Адрессе в конце 1860-х гг., затем Моне много раз писал сады всех местечек, где он жил. Даже в столице его прежде всего привлекали парижские парки, две ранние его работы посвящены парку Тюильри и саду Инфанты. Через десять лет он написал парижский парк Монсо, где он «спустился» на землю, и его уже не волновали видовые панорамы, ему была любопытна «внутренняя» жизнь парка. Цветущее дерево, кусты вдоль дорожек, клумба вдалеке, силуэты домов с мансардными окнами и фигурки гуляющих парижан, так органично вписаны в картину, что мы воспринимаем их как часть пейзажа.
В жизни Моне наступили вскоре и такие времена, когда он получил возможность полностью реализоваться не только как живописец, но и как ландшафтный художник. Обретя ангела-хранителя в лице коллекционера Дюран-Рюэля, Клод Моне и его вторая супруга Алиса Ошеде вместе с восемью своими детьми от первых браков, наконец, приобрели собственное поместье в местечке Живерни.
Интерес к изменению состояний одного и того же объекта или целого ландшафта в разное время года или разное время суток, при разной погоде, то есть интерес к изображению неизменных предметов в меняющейся световоздушной среде появился у Моне еще в молодости, когда он любовался морским побережьем. Но сформировавшаяся потребность в наблюдении за тем, как влияет свет и воздух на цвет и форму предметов, появилась много позже, в пору творческого взлета. Он писал о своем решении: «Я думаю, что изображение одного и того же сюжета в разное время суток не будет банальным, учитывая то, как разное освещение удивительным образом от часа к часу меняет облик и колорит зданий». Впервые публике живописную серию из семи картин (а всего он написал 12 работ) под названием «Вокзал Сен-Лазар» Моне решился представить на третьей выставке импрессионистов в 1877 г. После наблюдения за мостом в Аржантёе и бегущим по нему поездам выглядит естественным интерес мастера к парижским станционным постройкам, мостам, перронам и паровозам, все это были приметы технического прогресса, к чему импрессионисты относились с симпатией.
Окончательное погружение Моне в написание «темы с вариациями» происходит в начале 1890-х гг., когда он после нескольких метущихся лет поисков дальнейшего развития импрессионизма приходит к изображениям повторяющегося мотива при разных условиях освещения. Одна за другой создаются серии работ с изображением одних и тех же маковых полей, стогов, тополей, японских мостиков, речных заводей, а позже видов лондонского парламента или венецианского дворца дожей.
В следующем 1892 г. Моне после поездки в Руан заинтересовался знаменитым готическим собором, его внимание привлек резной каменный фасад, на рельефных кружевах которого удивительно играл солнечный свет. Моне решил включиться в игру со светом и в течение двух лет работает над своей самой знаменитой серией «Соборы».
Этот дерзкий замысел воплотился в тридцати картинах, которые, увы, почти сразу же были разрознены между разными владельцами и сейчас находятся в музеях и частных собраниях многих стран. На этот раз Моне работалось нелегко: «Как же тяжело писать соборы!» На каком-то этапе масштаб живописных задач начал наваливаться на мастера, причем почти в буквальном смысле: «Всю ночь меня мучили кошмары: собор падал на меня, он был то голубой, то розовый, то желтый», — пишет Моне. Руанский собор стал для Моне предметом не чувственного восприятия, а скорее скрупулезного исследования того, как пласты света и воздуха в различные мгновения преобразуют даже неизменную средневековую архитектуру.
Выставленные в 1895 г. «Соборы» имели громкий успех у публики, скорее за счет новизны и эффектности меняющейся картинки, а у знатоков возникло множество вопросов относительно будущего импрессионистической живописи. Что же дальше, если нет предметов изображения, а есть только игра света, который их окружает?
Удивительно, но последние живописные ансамбли Моне, ирреальные, но полные музыки кувшинки или лондонские мосты, дали толчок для развития живописи символизма, такого далекого от сиюминутной повседневности, певцом которой всю жизнь был великий наблюдатель Клод Моне.