Шедевры русской живописи

Шедевры русской живописи

Русская живопись ценится во всём мире. Многие картины стали настоящими шедеврами не только русского, но и мирового искусства, и считаются бесценным достоянием человечества. Имена величайших русских живописцев известны не только ценителям и критикам искусства, но и каждому школьнику.

Айвазовский, Репин, Саврасов, Шишкин, Брюллов, Маковский, Суриков, Кустодиев и многие-многие другие навеки прославили Россию, как страну, где рождаются и творят таланты невероятной величины.

В. Суриков, «Переход Суворова через Альпы», 1899 г.

Переход Суворова через Альпы&

Работу над картиной «Переход Суворова через Альпы» В. Суриков закончил в 1899 г., к 100-летию итальянского похода Суворова. Художник изобразил преодоление наиболее крутого горного перехода. Войска двигались по извилистой тропинке, идти по которой можно было только поодиночке, в густом тумане, при снегопаде и сильном ветре. Все орудия пришлось бросить в пропасть. Спуск был сложнее подъема. Сам художник отмечал, что долго работал над передачей стремительности движения войска: «Главное в картине — движение. Храбрость беззаветная... Верхние тихо идут, средние поскорее, а нижние совсем летят вниз...»

М. Нестеров, «Видение отроку Варфоломею», 1890 г.

Видение отроку Варфоломею

К религиозной тематике художник Михаил Васильевич Нестеров (1862—1942 гг.) пришел в конце XIX в. Он занялся росписью церквей и создал цикл работ на православную тематику. «Видение отроку Варфоломею» — первая картина цикла о Сергии Радонежском, иллюстрирующая эпизод из жизни одного из самых почитаемых на Руси святых. Нестеров, как и Достоевский, верил, что для России спасение «из народа выйдет, из веры и смирения его». Он искал реальный нравственный идеал и нашел его в Сергии Радонежском, носившем в миру имя Варфоломея.

И. Левитан, «Весна. Большая вода», 1897 г.

Весна. Большая вода

Картина гармонична и светла, это одно из самых лиричных произведений Левитана.

Он использовал чистые светлые краски, которые придают пейзажу прозрачность и хрупкость, свойственные русской весенней природе.

Полотно наполнено тихой радостью и спокойствием, весеннее воскрешение природы наполняет душу верой в будущее. Воздух, нежная голубизна неба, отраженная в водах весеннего разлива, — вот главные составляющие полотна. Тонкие березки тянутся к небу и отражаются в воде. Окружающий мир как бы удваивается, становясь невесомым. К. Паустовский отмечал, что «имя Левитана стало выразителем особой прелести русского пейзажа».

В. Васнецов, «Богатыри», 1898 г.

Богатыри

«Богатыри» не только самое известное полотно художника В. Васнецова, но и, пожалуй, наиболее узнаваемая картина во всей русской живописи. Репродукции «Богатырей» можно увидеть и в школьных учебниках, и в иллюстрированных журналах, и в рамках на стенах. Витязи изображены на фоне природы, и это исторически точная передача их сути как хранителей земли русской. Пейзаж отражает сущность персонажей, дополняет их и переплетается с ними: развеваются ковыль и конские гривы; хищная птица подчеркивает опасность, с которой постоянно сталкиваются богатыри.

В. Суриков, «Утро стрелецкой казни», 1881 г.

Утро стрелецкой казни

На картине изображены события эпохи Петра I, когда Стрелецкий бунт, возглавляемый царевной Софьей, был подавлен, а стрельцы казнены. Художник не стал изображать сцену казни, а сосредоточил внимание на психологическом состоянии приговоренных. Суриков пытался вместе с ними пережить те чувства, которые испытывает каждый из осужденных в последние минуты жизни. Центром картины являются два персонажа: стрелец с рыжей бородой и царь Петр. Еще не полностью рассеялся туман раннего осеннего утра. Одного из приговоренных солдаты уже тащат к виселице.

Все действующие лица показаны эмоционально. Затравленно озирается чернобородый стрелец. Взгляд седого стрельца безумен: он в ужасе от того, что сейчас произойдет. Стоящий на телеге прощается с народом, склонившись. Отчаянно кричит молодая жена стрельца, бессильно опустилась на землю старуха-мать. Темный и тяжелый колорит полотна подчеркивает трагизм происходящего.

И. Айвазовский, «Девятый вал», 1850 г.

Девятый вал

Картина завершает первый период творчества И. Айвазовского и считается одним из лучших полотен мастера. На многих картинах Айвазовского изображены кораблекрушения и люди, борющиеся с морской стихией. Но в этом произведении особенно ярко противопоставлены бушующее море и упорство, жажда жизни нескольких человек, которые не теряют надежды на спасение. Раннее утро после сильного ночного шторма, восходит солнце, его первые лучи освещают бушующее море и громадный девятый вал, который вот-вот обрушится на уцелевшую группу людей, спасающихся на обломках мачт погибшего корабля.

В. Тропинин, «Кружевница», 1823 г.

Кружевница

В. А. Тропинин — известный русский портретист. Его работы невозможно спутать с произведениями других художников — они отличаются особой теплотой изображения и позитивным настроем. На картине «Кружевница» — милая девушка, плетущая кружева. Художник изобразил ее в тот момент, когда она на несколько мгновений оторвалась от работы и посмотрела на зрителей. Тем самым наблюдатели оказываются как бы вовлеченными в сюжет картины, они объединены с кружевницей пространством полотна. Характерный штрих — девушка работает легко и с удовольствием, работа ее не тяготит. Об этом говорят выразительные глаза кружевницы, в которых отражаются и девическое кокетство, и детское лукавство.

И. Репин, «Запорожцы пишут письмо турецкому султану», 1880 г.

Запорожцы пишут письмо турецкому султану

Основой этой известной картины послужили подлинные исторические события. Существует легенда, что султан Мехмед IV, прежде чем отправить войска на Запорожскую Сечь, потребовал от казаков покориться ему как владыке всего мира и наместнику Бога на земле. Запорожцы ответили на это глумливым письмом. Не стесняясь в выражениях, они откровенно смеялись над высоким мнением султана о себе, его мнимой доблестью и званием непобедимого рыцаря, которое Мехмед IV присвоил себе сам. Вот поэтому атмосфера среди казаков, сочиняющих текст ответа, полна веселья.

Группа запорожцев изображена крупным планом, приближена к зрителю, который оказывается как будто свидетелем происходящего. Зритель разглядывает картину, переходя глазами от одного героя к другому. Наиболее значимые персонажи выделяются благодаря ярким одеждам. Связь между отдельными фигурами группы создает ощущение духовной близости атамана Серко и его соратников. Есть сведения, что в процессе работы над полотном Репин лепил из глины фигурки запорожцев в различных позах и компоновал их в группы.




Поделиться ссылкой