Современная живопись

Период конца XIX века – начало XX века заставил живописцев пересмотреть взгляды на суть и глубинный смысл изобразительного искусства. Политические события в мире, мировые войны и технический прогресс дали новые тематики и сюжеты для работы и толчок для формирования новых школ живописи. Двадцатый век подарил живописи много разнообразных направлений, которые могли сочетаться, переплетаться, дополнять друг друга.

Экспрессионизм

Экспрессионизм появился в Европе во время модернизма и пришел на смену импрессионизму. Наибольшее развитие получил в начале XX в. От импрессионизма экспрессионизм отличает яркая выразительность, эксцентричность, преувеличенная эмоциональность. В своих картинах художник-экспрессионист пытается выразить не столько внешние качества, сколько внутренние переживания за счет внешних образов. Если импрессионизм, который пришел на смену классическим техникам живописи, все также изображал действительность, лишь различными техниками подчеркивая настроение, атмосферу, легкие переживания и впечатления, то последующий за ним экспрессионизм перешёл от копирования и созерцания к самостоятельному творению и переосмыслению всех канонов искусства. Можно сказать, что экспрессионизм – это новый виток в революции искусства, когда художники от просто копирования действительности все больше уходили в авангардные техники, которые позволяют ярче выразить ощущения, эмоции, абстрактные чувства, переживания.

Эдвард Мунк. Крик. 1893
Эдвард Мунк. Крик. 1893
Амедео Модильяни Портрет Жанны Эбютерн 1919
Амедео Модильяни Портрет Жанны Эбютерн 1919

Художники-экспрессионисты начала XX в. особое внимание обращали на такие эмоциональные переживания, как страх, боль, отчаяние, тревога. После Первой мировой войны художники пытались выразить не только своё впечатление от мира, который настолько нестабилен, что в любую минуту может стереть с лица земли тысячи людей, но и крайне обеспокоенное настроение общества. Потому для зрителя того времени эти картины были максимально понятны, а новый стиль – своевременным и актуальным. У экспрессионизма есть особая стилистика изображения. Здесь присутствуют упрощения, практически сравнимые с примитивизмом, преувеличения, которые подобны гротеску, элементы импрессионизма, угловатые линии, грубые мазки, яркие цвета, вызывающий контраст оттенков – все эти техники направлены только на то, чтобы отбросить все лишнее и сосредоточить все внимание на главной идее.

Также как и в импрессионизме, здесь сохранился такой элемент, как изображение мгновенного впечатления, который способен передать всю глубину переживаний. Особое влияние на экспрессионистов оказали постимпрессионисты, которые к тому времени разработали множество техник изображения, работы с цветом и линией. Самыми известными экспрессионистами стали: Амедео Модильяни, Эдвард Мунк, Эрнст Людвиг Кирхнер, Франц Марк, Зинаида Серебрякова, Франк Ауэрбах, Альберт Блох, Пауль Клее, Ян Слейтерс, Николае Тоница, Мильтон Эвери, Макс Бекман и многие другие.

Модерн

Модерн – художественный стиль в европейском и американском искусстве конца XIX – начала XX вв. (другое название ар нуво). Основной признак стиля модерн – декоративность, основной мотив – вьющееся растение, основной принцип – уподобление рукотворной формы природной и наоборот. В живописи признаками стиля модерн считаются особая плавность форм, вытянутые фигуры, подчеркнутые контуры, четкие одноцветные поверхности. В живописи модерна эффект глубины имел второстепенное значение, все изображение выглядело плоским, а в иных случаях казалось украшенным аппликациями стенным ковром. С живописью модерна связаны Поль Гоген, Морис Дени, Пьер Боннар во Франции, Густав Климт в Австрии, Михаил Врубель, Виктор Васнецов, Лев Бакст, Константин Сомов в России.

Густав Климт родился в Вене в семье гравера. Первые уроки рисования Климт брал у своего отца, а затем стал получать образование в художественно-ремесленном училище. На раннем этапе делал репродукции с фотографий, расписывал архитектурные объекты. Среди их работ фрески для театра, изображения для Музея истории искусств, роспись потолков дворца Stureny. Ранние работы художника были выполнены в натуралистическом стиле. Однако вскоре Климт выработал свой стиль, отличающий его от любого другого художника. Расцвет творчества Густава Климта пришелся на начало XX в. Наиболее известной работой этого периода стала картина «Поцелуй».

Густав Климт. Поцелуй 1907–1908
Густав Климт. Поцелуй 1907–1908. Самая известная работа Густава Климта – картина «Поцелуй», была написана в «золотой» период его творчества. Название периода связано не только с наивысшим расцветом творчества живописца, но, главным образом, с колористическими особенностями стиля, когда мастер широко стал использовать в своих работах золотой цвет как собственно краску, так и настоящее сусальное листовое золото. До этой поры мотив поцелуя уже на раз «мелькал» в творчестве Климта, но в этой работе он достиг своего апогея. Автор трактует поцелуй как некий символ, демонстрирующий единение мужчины и женщины, мужского и женского начала. Сегодня исследователи считают, что натурщиками для этой всемирно известной картины выступили сам художник и его возлюбленная Эмилия Флёге

В рамках модерна получила большое распространение книжная и журнальная графика (Обри Бердслей в Англии). Особое распространение получила афиша и плакат (Анри Тулуз-Лотрек во Франции, Альфонс Муха в Чехии).

Альфонс Муха, родился в городке Иванчице в 1860 г. Художественное образование он получил в Брно. В 1880 работал в Вене театральным художником-декоратором.

Альфонс Муха. Цикл Времена года Весна. 1896
Альфонс Муха. Цикл Времена года Весна. 1896

Широкую известность Муха приобрел после создания афиш для спектаклей театра «Ренессанс», парижского театра Сары Бернар. По его эскизам создавались платья и сценические ювелирные украшения для спетаклей. В эти же годы Муха стал одним из ведущих художников французской рекламы, В том же стиле модерн художником создавались и красочные графические серии («Времена года», 1896; «Цветы», 1897; «Месяцы», 1899; «Звезды», 1900;), которые и до нашего времени широко тиражируются в виде арт-постеров.

Другим непревзойденным мастером плаката был и француз Анри де Тулуз-Лотрек, родившийся в 1864 г. в аристократической семье. Первые годы жизни художника прошли в семейном поместье в городе Альби. После завершения Франко-прусской войны в 1871 году Тулуз-Лотрек переселился в Париж – город, который изменил его жизнь, и сильно повлиял на творчество художника. Анри с ранних лет познакомился с ежегодной ярмаркой и цирком. Впоследствии тема цирка и развлекательных, увеселительных заведений стала основной в творчестве художника.

Ранние работы художника, на которых изображены в основном его близкие друзья и родственники были написаны с использованием импрессионистической техники, но стремление мастера максимально правдиво, иногда, даже беспощадно, передать индивидуальную характеристику каждой своей модели говорит о принципиально новом понимании им образа человека.

Анри де Тулуз-Лотрек Танцующая Ла Гулю Афиша. 1891
Анри де Тулуз-Лотрек Танцующая Ла Гулю Афиша. 1891

Анри де Тулуз-Лотрек внес большой вклад в становление жанра афиши, его творчество было высоко оценено его современниками. Всего за свою жизнь он нарисовал около 30 афиш в которых наиболее ярко выразился его великолепный талант рисовальщика.

Символизм

Разновидностью модерна является символизм – еще одно значительное явление в живописи конца XIX в., представители которого размышляли в своем творчестве об устройстве мироздания, предназначении в нем человека, рождении и смерти. Произведения символистов были наполнены глубокими философскими раздумьями, которые находили свое воплощение в образах отвлеченных метафор и знаков. Академическая фигуративная живопись наполнялась новым иносказательным языком в работах таких художников как Гюстав Моро и Пюви де Шаван.

Таинственный мир фантазий Моро раскрывался в ярких, насыщенных цветом и словно мерцающих композициях. Будучи прекрасным знатоком старого искусства, знакомый с творчеством прерафаэлитов, он вдохновлялся художественными образами ренессансных мастеров, сочетая их приемы с роскошной орнаменталистикой в восточном стиле. Его наследие насчитывает большое количество как картин, написанных в масляной технике, так и акварелей, при создании которых он уделял особое внимание колориту, линии и форме. Нередко мастер мог сочетать в одном произведении и несколько различных техник. Считая самого себя художником-мыслителем, Моро часто сопровождал свои картины подробными комментариями и искренне сожалел, что «до сих пор не нашлось ни одного человека, который мог бы всерьез рассуждать о моей живописи». Гюстав Моро также был прекрасным преподавателем, к числу его учеников относятся такие знаменитые художники первой половины XX в. как Анри Матисс, Андре Дерен, Альбер Марке, Жорж Руо, отмечавшие, что именно Моро научил их «думать цветом», недаром большинство из них станут родоначальниками нового направления в живописи – «фовизма», уделявшего особое внимание возможностям колорита.

Гюстав Моро. Саломея. 1876
Гюстав Моро. Саломея. 1876
Пюви де Шаванн. Бедный рыбак. 1881
Пюви де Шаванн. Бедный рыбак. 1881
Казимир Малевич Супрематическая композиция. 1916
Казимир Малевич Супрематическая композиция. 1916

В 1915 г. русский художник Казимир Малевич создал свой знаменитый «Черный квадрат» (крупное изображение черного квадрата на белом фоне), который был воспринят обывателями и критиками как истинный конец живописи. Но живопись продолжала и продолжает существовать, пройдя в XX в. через неимоверное количество экспериментов. Такого нагромождения стилей не знала ни одна эпоха – фовизм, кубизм, сюрреализм, футуризм, абстракция и т. д. Художники ниспровергали все существующие правила и каноны – в выборе сюжетов, построении композиции, использовании колорита.

Появившаяся еще в XIX в. фотография избавила их от необходимости детальной и подробной проработки изображений видимого мира. Теперь художники давали свою, глубоко личную интерпретацию всего того, что их окружало. Начало этому было положено в творческих исканиях импрессионистов и постимпрессионистов. Основной интерес живописцев теперь лежал не в области сюжетов, а в исследовании самих средств живописи – формы, объема и цвета. В пространство картины стали включаться реальные предметы – этикетки, веревки, куски дерева и т. д. (кубисты и дадаисты), краска могла просто разбрызгиваться кистью на холст (Джексон Поллок), а вместо холста могло быть использовано женское тело (Ив Кляйн). Так в XX столетии формируются новые принципы живописи, которые, несомненно заслуживают отдельного знакомства.




Поделиться ссылкой