Световые эффекты в живописи

Картины с изображением световых эффектов неизменно привлекают внимание зрителей. Тем более что заставить краски на холсте действительно сиять и лучиться удается далеко не каждому живописцу.

Луч во тьме

В конце XIX в. проблема изображения света всерьез занимала умы живописцев в связи с находками импрессионистов. Те, кто не разделял восхищение сиянием дня и письмом на пленэре, обратились к традициям выразительных барочных ноктюрнов с их контрастами освещения. Одним из них был американец Джеймс Уистлер. Его полуабстрактные, имеющие едва ощутимую привязку к реальности ночные пейзажи стали еще одним шагом в постижении непостижимого — уловлении и перенесении на холст эффектов света в ночи.

Ноктюрн. Джеймс Уистлер. 1870—1877 гг.
Ноктюрн. Джеймс Уистлер. 1870—1877 гг.

Особая музыкальность

Уистлер, как и импрессионисты, передавал в картинах в первую очередь впечатление от увиденного. Он пытался создавать в красках ноктюрны и этюды в музыкальном понимании этих терминов, дополняя их симфониями и импровизациями. Но, в отличие от импрессионистов, определяя тональность своих полотен, он заранее обдумывал сочетания цветов и оттенков, будто проигрывая бесконечные гаммы, в которых смешивал краски для достижения эффекта, соответствующего ритмам линий композиции. Вдохновленный Тёрнером, в ноктюрнах с видами Лондона Уистлер работает в акварельной технике, накладывая на холст почти прозрачные мазки, передающие ощущение зыбкой сырости атмосферы.

Ноктюрн в черном и золотом. Джеймс Уистлер. 1875 г.
Ноктюрн в черном и золотом. Джеймс Уистлер. 1875 г.

Ночные пейзажи

Пейзажи Гримшоу сочетают живописность с графичной детальностью. Ночные виды предместий, окраинных улочек, набережных и доков Лондона и других приморских городов вдохновляли его на циклы работ, посвященных одному времени года или состоянию погоды.

Ворфидел. Джон Грим шоу. 1872 г.
Ворфидел. Джон Грим шоу. 1872 г.

Пейзажи Гримшоу мало похожи на символистские ноктюрны Уистлера. Они всегда реалистичны, детально проработаны, близки к эффектам фотореализма.

Созданный Гримшоу образ ночного викторианского города неудержимо романтичен. Его пейзажи нельзя назвать повествовательными в полном смысле этого слова — явная сюжетная составляющая в них отсутствует. Но маленькие стаффажные фигурки, размещенные будто бы лишь для того, чтобы задать масштаб и настроение, буквально провоцируют «дорассказать» продолжение увиденного.

Размышления о Темзе. Вестминстер. Джон Гримшоу. 1880 г.

В лунном сияньи

Друг Уистлера Джон Гримшоу придерживался в изображении света в ночи иного подхода. Увлеченный идеями прерафаэлитов о преимуществах живописи до периода Высокого Ренессанса, он отдавал должное эффекту свечения золотых фонов в средневековой живописи и пытался воссоздать его при помощи современных живописных средств.

Кстати

Эффекты лунного света, совмещенные с огнями газовых уличных фонарей, придают работам Гримшоу особый мрачновато-холодный колорит.




Поделиться ссылкой