За что мы любим импрессионизм?

Задавая этот вопрос, мы не сомневаемся, что импрессионизм в наши дни симпатичен большинству любителей живописи, да, это самое востребованное направление в искусстве среди посетителей художественных выставок, сайтов по искусству, музеев и галерей, эта истина не подлежит сомнению.

Б. Моризо. На балконе. 1872
Б. Моризо. На балконе. 1872
К. Моне. Алиса в саду. 1881
К. Моне. Алиса в саду. 1881. Главной в картинах импрессионистов была созерцательная атмосфера либо лиричности и умиротворения, либо радости и задора, в зависимости от настроения автора, но всегда это была атмосфера счастья, которое окутывало трепещущей дымкой и героев, и зрителя
О. Ренуар. Фигуры в саду Монмартра. 1880
О. Ренуар. Фигуры в саду Монмартра. 1880

Удивительное явление для наших дней, но импрессионисты объединяют практически всех: дилетантов и профессионалов, поклонников классической живописи и любителей модернизма. Естественно, возникает желание выяснить причину такого единодушия среди людей с очень разнящимися вкусами. Возможно, секрет в том, что импрессионисты затронули нечто важное, что находит отклик в душах большинства зрителей даже спустя полтора столетия. Давайте подробнее рассмотрим, каковы же были их любимые темы, образы, мотивы, в чем их эксклюзивность и новизна.

Классическая живопись нового времени — это живопись жанровая. Стройная система специализаций состояла из портретов, пейзажей, натюрмортов, а также бытовых сцен и исторических/мифологических/библейских композиций. Как всякая система, она была несколько условной, что стало сказываться во второй половине XIX в. Темы, которые избирали импрессионисты, не укладывались в рамки привычных жанров — чаще всего они изображали людей в пейзаже, даже названия этих картин показательны: «На балконе», «В саду», «На пляже», «У воды». Акцент в подобных картинах не ставился на конкретном изображении конкретного персонажа, и даже на конкретном месте, и явного действия в картинах не было.

Э. Мане. На пляже. 1873.
Э. Мане. На пляже. 1873.
О. Ренуар. Тропинка в высокой траве. 1877
О. Ренуар. Тропинка в высокой траве. 1877. Ренуар, приезжая в гости к Моне в Аржантёй, неоднократно писал его сына и жену Камиллу, иногда делая акцент на фигурах, иногда — на окружающем их пейзаже. Но всегда эти картины излучали ощущение поэтичной красоты, которая постоянно бывает рядом с нами, во взгляде ребенка, в цветущей высокой траве, в быстром жесте матери, в красном зонтике среди лугов
К. Моне. Натюрморт с анемонами. 1885
К. Моне. Натюрморт с анемонами. 1885. Исключения, пожалуй, составляют цветочные натюрморты, но цветы там продолжают быть частью пейзажа, они изображаются обобщенно, как цветовые пятна
О. Ренуар. Мадам Моне с сыном. 1874; Э. Мане. Семья Моне в саду. 1874
О. Ренуар. Мадам Моне с сыном. 1874; Э. Мане. Семья Моне в саду. 1874. Одну из своих картин с изображением семьи своего друга Ренуар написал, когда, приехав к Моне в загородный дом, увидел, как прибывший ранее Эдуар Мане, с увлечением пишет все семейство художника, занятого по хозяйству. Огюст, воодушевленный увиденным, тут же достал этюдник и присоединился к Эдуару. В результате получились две картины с близким мотивом, но все же в них есть различие, Мане ближе к классической сюжетной картине, он в большей степени хочет рассказать историю из жизни счастливой семьи. Более юный и дерзкий Ренуар отсекает бытовые детали и пишет только образ счастливой семьи — Камиллу с ребенком на фоне пейзажа

Впечатление единения персонажей и пейзажа создавалось благодаря узорной вуали световоздушной среды, разлитой по холсту; а диагонали, асимметрия, острые ракурсы, фрагментированные кадры передавали мимолетность этого счастья, его эфемерность. Избранная тема — люди в пейзаже — давала возможность создавать различные варианты одного мотива, меняя акценты и соотношения героев и природы, то укрупнять персонажей и превращать пейзаж в фон, то, напротив, далекие фигурки людей погружать в пейзаж.

А как же старый добрый натюрморт или историческая картина? Предметный материальный мир с его вниманием к форме и фактуре, а также сюжетная описательная живопись-рассказ остались за пределами внимания «независимых». Итак, главными для импрессионистов стали люди и пейзаж, это контрапункт их индивидуальных предпочтений. Именно отсюда интересы одних влекут в поля, где им встречаются лишь редкие фигуры путников, тогда как пристрастия других находятся в гуще городской жизни, их привлекают люди.

К. Моне. Осень в Аржантее. 1878
К. Моне. Осень в Аржантее. 1878. Завораживающая атмосфера текущей Сены, зыбкие отражения силуэтов мостов и лодок, живописные берега вокруг, огромное небо над водой — этот мотив есть у каждого импрессиониста
К. Писсарро. Улица в Понтуазе. 1879
К. Писсарро. Улица в Понтуазе. 1879. Импрессионистам очень нравилось созерцать крыши домов, улицы, сады и уходящие вдаль дороги
К. Моне. Маковое поле в долине близ Живерни. 1885
К. Моне. Маковое поле в долине близ Живерни. 1885. Излюбленными мотивами были также окрестные маковые поля или лесные заросли
О. Ренуар. Сена в Аньере. 1875
О. Ренуар. Сена в Аньере. 1875. Чаще всего Сислея или Писсарро, а тем более — Моне или Ренуара можно было встретить на берегу реки, на эту тему созданы десятки пейзажей

Есть известная история о том, как молодые Моне и Ренуар отправились на пленэры в парижский пригород Буживаль, модный своими купаниями и пикниками, а также кафе на воде Лягушатником («Ла-Гренуйер»). Расположившись на берегу возле лодочной станции, они начали работать, Клода зачаровывали рефлексы на воде, волны и солнце, посетители же кафе-поплавка были написаны в виде пятен и силуэтов.

Последуем примеру друзей, отправимся за город и мы. Парижские пригороды — теперь их названия известны всему миру: Аржантёй, Понтуаз, Лувесьен, Буживаль, Живерни, мы узнаем их улицы, сады, дороги и окрестности. Мы помним, как там падает снег или цветут яблони, как желтеет листва или идет дождь, кажется, мы сами там побывали и уже никогда не сможем заблудиться, если попадем туда вновь. И все это благодаря картинам наших неутомимых пейзажистов, которые без пафоса, негромким голосом передали нам свое восхищение этим миром.

О. Ренуар. Читающая девушка. 1876
О. Ренуар. Читающая девушка. 1876. Может быть, в этом разгадка, и мы любим импрессионистов просто за их жизнерадостность, за то, что они самые позитивные художники за всю историю искусства
О. Ренуар. Первый выезд. 1876-1877
О. Ренуар. Первый выезд. 1876-1877. Ренуар наслаждался театром, но он практически никогда не писал того, что происходило на сцене, хотя театр в первую очередь существует на подмостках, а не в зрительном зале. Ренуара больше волновали и захватывали те, кто дышал театром, его атмосферой
А. Сислей. Сена в Пор-Марли. 1875
А. Сислей. Сена в Пор-Марли. 1875. Удивительно, но в результате крайне субъективного подхода получались вещи, которые близки и понятны многим: они притягательны своей эмоциональностью, но при этом лишены намека на сентиментальность, они наполнены свежим дыханием, и они затрагивают в нас самые тонкие материи души. Есть пейзажи, где мы любуемся экспрессией морского прибоя или цветением весенних садов, нас завораживают блики на воде или серебристый иней на деревьях
К. Писсарро. Улица Сент-Оноре после полудня. Эффект дождя. 1897
К. Писсарро. Улица Сент-Оноре после полудня. Эффект дождя. 1897. Омытый дождями или окутанный туманом, под ярким солнцем или в свете вечерних огней, Париж всегда оптимистичен и радостно идет навстречу каждому новому дню
Э. Мане. На скачках. 1875
Э. Мане. На скачках. 1875. Посетители ипподрома, жокеи и скачки — излюбленные темы Мане и Дега

Как известно, художники писали природу всегда, она — один из главных источников для искусства и один из главных его предметов, казалось бы, чем таким кардинально могли отличаться импрессионистические пейзажи от, скажем, романтических, или от картин из старших коллег-реалистов? Тем, что импрессионисты писали природу как бы захваченную врасплох, когда она не успела принарядиться в загадочные одежды меланхолии с обязательными руинами и заросшими парками, как это было необходимо романтикам. Наши герои не искали в пейзаже значительности типичного образа, выстроенного по законам «содержательной» живописи с непременными красноречивыми деталями, выражающими сущность национального пейзажа, как это делало поколение барбизонцев. Кредо импрессионистов была случайность выбора мотива, они останавливали взор на том или ином виде только из-за его визуальной выразительности, эта кажущаяся необязательность приводила к внутренней свободе автора, к эмоциональной раскованности, к легкости творческого полета. А теперь поспешим в город и найдем в нем то, что могло заинтересовать батиньольцев. Импрессионистический Париж энергичен, полон кипучей жизненной силы, задора и легкости, он молод, стремителен и обаятелен. Да, огромный мир Парижа включал в себя сотни тем и мотивов для художников. Но самые любимые персонажи их картин — это женщины: они читают и пребывают в задумчивости, мило болтают, флиртуют и кокетничают, танцуют, поют, примеряют шляпки, собирают цветы и любуются водой, завтракают, шьют или гладят, моются или расчесывают волосы.

Мы не найдем в картинах импрессионистов личностных драм и социальных конфликтов, страдающих героев и трагических обстоятельств. Они не были мастерами психологических глубин или философских высот. Их не интересовала текущая политическая ситуация, они продолжали писать то, что им дорого, даже, когда случилась франко-прусская война, унесшая жизнь их друга Базиля. Свои многочисленные личные горести, драмы и переживания они также не стремились излить на холст. Задачи своего искусства они видели совсем в другом — в том, чтобы запечатлевать красоту каждого мгновения как пика наивысшей гармонии.

Э. Дега. У модистки. 1883
Э. Дега. У модистки. 1883. Произведения Дега — настоящая энциклопедия человеческих поз и «моментов» движений. Но также — смелых ракурсов и всегда динамичных точек зрения, лишавших даже статичный мотив замкнутости и стабильности. Женщины — в центре живописи импрессионистов, они покоряют своей естественностью, живостью эмоций, теплотой и чувственностью
Э. Дега. Женщина, расчесывающая волосы перед зеркалом. 1877
Э. Дега. Женщина, расчесывающая волосы перед зеркалом. 1877
Э. Мане. Катание на коньках. 1877
Э. Мане. Катание на коньках. 1877. Импрессионистов волновали только некоторые стороны жизни горожан. А именно — прогулки на лодках и беседы в парках, сценки в кафе и на катке, зрители в театрах, артисты цирка и балета, играющие дети
К. Писсарро. Завод в Понтуазе. 1873
К. Писсарро. Завод в Понтуазе. 1873. У импрессионистов есть и поразительно скромные мотивы, с фабричными трубами или одинокой хижиной, или где кроме пасмурного неба и сухих веток ничего нет, но именно в таких вещах острее всего чувствуется, что главный привлекательный момент пейзажей Моне, Моризо, Писсарро или Сислея — это их живопись
Б. Моризо. Стирка. 1881
Б. Моризо. Стирка. 1881. Работы Берты Моризо — это женские и детские образы, повседневные домашние хлопоты, невинные пейзажи. В ее работах нет эпатажа и ярких событий. Возможно, это было причиной недооцененности со стороны публики



Поделиться ссылкой