Колонна, обелиск, столб

Колонна является символом, олицетворяющим идею мировой оси, которая удерживает небо, связывая его с землей. Очень часто колонна символизирует древо жизни, стабильность и прочное состояние.

Согласно античному философу Филону Александрийскому, этот символ выражает идею Бога, который проявляет устойчивость в противоположность изменчивой человеческой природе. Сломанная колонна обозначает смерть. Если на ее вершине находится голова человека, то она олицетворяет предел либо границу.

Испанский королевский орден Изабеллы Католички
Испанский королевский орден Изабеллы Католички
Самсон обрушивает столбы на голову филистимлянам. Гравюра XVIII в.
Самсон обрушивает столбы на голову филистимлянам. Гравюра XVIII в.

Две колонны у входа в храм символизируют Небесные Врата, через которые проходят верующие, чтобы попасть внутрь. Данное прохождение означает переход к новой жизни или в иной мир. Если колонн три, то средняя из них олицетворяет равновесие и объединенную силу, если на ее вершине находится венец, то она символизирует путь на небо.

Типологически сходным с колонной символом является столб. Древние греки и римляне водружали на вершины столбов статуи богов, показывая таким образом, что они являются небожителями. Часто священные деревянные столбы, устанавливаемые многими народами мира, трактуются как фаллические символы, хотя это и не всегда так. В первую очередь, они, как и колонна, символизируют связь неба и земли.

Столбы, устанавливаемые древними евреями, воплощали их веру в то, что их предков вел по пустыне Синай к Земле обетованной столп огня, олицетворяя таким образом факел, который светит человеку и ведет его к центру собственной личности. К столбу был привязан в сцене бичевания Христос, а поваленные Самсоном столбы намекают на то, что любая опора может быть повержена.

Египетский обелиск на площади перед собором Святого Петра в Риме. Гравюра из итальянского трактата XVII в.
Египетский обелиск на площади перед собором Святого Петра в Риме. Гравюра из итальянского трактата XVII в.
Эмблема масонства
Одной из главных эмблем масонства являются две колонны легендарного храма Соломона — левая Воаз (имя прадеда царя Давида) и правая Иахин (верховный жрец храма). Эти слова переводят как «В нем сила» и «Он упрочит». Столб Воаз является символом Луны, а Иахин — Солнца

Обелиск представляет собой сужающийся кверху обтесанный монолит с пирамидальным навершием и является фаллическим символом, олицетворяя мужскую творящую силу, плодовитость, воспроизводство. В Древнем Египте этот символ обозначал бога солнца Ра. Типологически он связан с древнегреческими гермами — фаллическими столбами в честь бога Гермеса, которые устанавливали у своих домов эллины.

Столбы Геркулеса

Древние греки называли Геркулесовыми столбами современный пролив Гибралтар. Согласно легенде, царь Эврисфей приказал герою доставить в Микены коров Гериона с острова Эрифия, который находился далеко на западе в океане. Проплывая мимо Тартесса, Геракл водрузил на северном и южном берегах пролива, который отделял Европу от Африки, две стелы, которые и получили название Геркулесовых столбов. По другой версии, герой раздвинул горы, закрывавшие вход в океан, создав таким образом Гибралтарский пролив. В современном мире Геркулесовы столбы, обвитые лентой, являются знаком доллара США.

Г. Альдегревер. Геркулес ставил каменные столбы по обе стороны Гибралтара
Г. Альдегревер. Геркулес ставил каменные столбы по обе стороны Гибралтара

Столпники

Столпниками называли монахов, которые брали в честь Бога обет не покидать вершины колонны (столпа), на котором они жили, как, например Св. Симеон Столпник, живший таким образом сорок лет.

Симеон Столпник на средневековой книжной миниатюре
Симеон Столпник на средневековой книжной миниатюре
Змеевидная колонна После победы над персами в битвах при Саламине и Платеях греки подарили святилищу Аполлона в Дельфах золотой треножник, который был установлен на 9-метровую бронзовую колонну. Эта колонна, отлитая из щитов персидских воинов, была выполнена в форме трех переплетенных между собой змей. Змеи являлись священными животными Аполлона.
Колонна, на которой располагался золотой треножник в Дельфах
Колонна, на которой располагался золотой треножник в Дельфах

Колонна в геральдике

Герб Симбирска
Герб Симбирска
Герб Автономной Республики Крым
Герб Автономной Республики Крым

Колонны-символы в европейских городах

Начиная с XVII в. в католических городах Западной и Восточной Европы распространился обычай устанавливать колонны в честь святых на главной площади города. Чаще всего такие колонны возводили в честь Святой Троицы, Святой Марии и Святого Роха. Однако данный элемент архитектуры барокко был связан не только с чувствами верующих, но и с бушевавшей в Европе чумой. Как правило, возведение такой колонны символизировало победу над страшной эпидемией. Своими корнями данный обычай уходил в практику древних римлян, которые строили на форумах высокие колонны и водружали на них статуи императоров.

Ростральная колонна на стрелке Васильевского острова в Санкт-Петербурге
Ростральная колонна на стрелке Васильевского острова в Санкт-Петербурге
Александрийский столп на Дворцовой площади в Санкт-Петербурге
Александрийский столп на Дворцовой площади в Санкт-Петербурге

В России подобная колонна была сооружена в 1-й пол. XIX в. на Дворцовой площади в Санкт-Петербурге. Так называемый Александрийский столп стал символом победы русской армии над Наполеоном. Также в России привилась и другая античная традиция, связанная с колоннами. Римляне строили ростральные колонны в ознаменование своих побед на море. В столице Российской империи как символ господства державы на морях и реках на стрелке Васильевского острова были построены подобные колонны.

Столпы алхимии

В древности считалось, что четыре колонны поддерживают землю с четырех сторон света. Этот образ трансформировался в алхимии в четырех столпов учения, количество которых также соответствовало сторонам света, а также стихиям. Алхимики считали своими столпами Гебера, Арнольда из Виллановы, Ар-Рази и Гермеса. Истинный адепт должен был во всем равняться на четырех великих учителей и основателей алхимии.

Столпы алхимии. Иллюстрация из трактата Н. Томаса «Ординалл алхимии», XVII в.
Столпы алхимии. Иллюстрация из трактата Н. Томаса «Ординалл алхимии», XVII в.



Поделиться ссылкой