Земля символизирует инертность, неподвижность, а также является хранительницей жизни и богатств. Ей поклонялись за то, что она приносила плоды и принимала обратно в свое лоно. Это Великая мать из мифов, например, богиня Кибела или римская Теллус, стоящая у истоков всей жизни, которая затем стала символом материнства, образует вместе с небом первую супружескую чету.
Земля является олицетворением возрождения: контакт с земными силами наделяет способностью нового рождения. Отсюда происходит древний обычай при погребении придавать телу покойника форму зародыша, чтобы Мать-Земля вторично возвратила его в мир. Человеческие жертвоприношения, которые практиковали майя в периоды засухи, означали частичное или полное погребение и имели тот же религиозный смысл, что и погружение в воду при крещении.
Земля символически связана с плодородием: сельскохозяйственные работы подобны половому акту, женщина — борозде, проведенной лемехом плуга, который является фаллическим символом. Нераспаханная земля сравнивается с бесплодной женщиной. Согласно орфической традиции, землю оплодотворяет животворящий дух, нисходящий в виде эфира и воды.
В Китае Земля является одной из пяти стихий, или сил изменения. Выражение «небо и земля» означает «весь мир». Астрономы обозначают термином «ветвь земли» двенадцать знаков цикла, изображаемых в виде круга, в отличие от стволов неба(тян-ган), знаков двоичного цикла.
Глинистая земля известна по многим мифам творения как материал для сотворения людей божествами, например в Древнем Египте — материал для бога с головой барана Хнума. В вавилонском эпосе о Гильгамеше богиня Аруру создает первого человека по лучшим образцам гончарного искусства раннего периода. Из земли или глины Бог создает библейского Адама.
У земледельческих народов символика земли была напрямую связана с плодородием и, следовательно, эротикой. В эпоху барокко в западноевропейском искусстве данные мотивы получили новое развитие. Буйство женской плоти на картинах художников того времени утратило свое первоначальное культовое значение, которое оно имело на неолитических женских статуэтках, и перешло в разряд аллегорий. Тем не менее пышные женские тела на картинах Рубенса напрямую связаны с древним культом плодородия. Классическим примером такого подхода является картина «Союз земли и воды», где символика плодородия трижды обозначена на полотне: как женщина, кувшин и вода. Однако в XVII в. подобные аллегории утратили ритуальное значение и служили только для услаждения глаза.
Издревле символом земли был шар, или сфера. Символическое значение этих фигур только усилилось, когда было научно доказано, что наша планета круглая. С тех пор изображение правителей на фоне глобуса стало символом их претензий на мировое господство.