Цитата: «Всё ж ты есть, Создатель, на небе. Долго терпишь, да больно бьёшь».
Это первое опубликованное произведение Александра Исаевича Солженицына. Оно произвело фурор и обеспечило писателю мировую известность. Анна Андреевна Ахматова писала, что каждый гражданин Советского Союза обязан выучить эту повесть наизусть.
Проблематика: нравственная (жизнь человека в нечеловеческих условиях).
Смысл названия: Солженицын говорил, что ещё в тюремном лагере у него зародилась такая мысль: описать один день лагерной жизни. И в этом дне будет вся жизнь заключённого, ведь у него изо дня в день всё повторяется.
Первоначально автор планировал назвать повесть «Щ-854 (Один день одного зэка)», имея в виду, что в лагере у людей не было имён — только номера (номер Ивана Денисовича был Щ-854), а заключённые на тюремном жаргоне называются зэками. Впоследствии Солженицын изменил название на более нейтральное, дающее возможность включить дни Ивана Денисовича в общечеловеческий контекст: имелось в виду, что каждый из читателей может при известном стечении обстоятельств стать таким Иваном Денисовичем Шуховым и провести в аду три тысячи пятьсот шестьдесят три дня.
Литературное направление: реализм.
Литературный жанр: повесть (рассказ).
Жанровые особенности: современное литературоведение не пришло к единой мысли в отношении жанровой принадлежности «Одного дня Ивана Денисовича»: это произведение относят то к повестям, то к рассказам. Если с рассказом «Один день Ивана Денисовича» роднит небольшой объём, то энциклопедичность в описании лагерной жизни, разных заключённых, видов работ, различных угроз и радостей свидетельствует, что перед нами всё же повесть.
Время и место действия: действие повести происходит в советском каторжном лагере; описан один день из жизни заключённого. Пространство лагеря как бы исключено из жизни, исторического времени в нём тоже нет — только срок заключения.
Описывается один день лагерной жизни Ивана Денисовича Шухова. Из обрывочных воспоминаний читатель составляет картину прошлого Ивана Денисовича: был крестьянином, имел семью и детей, пошёл воевать. В немецком окружении Шухов и однополчане умирали с голоду: даже строгали копыта околевших лошадей, чтобы хоть чего-то поесть. Ивана Денисовича взяли в плен, но ему и ещё нескольким бойцам удалось бежать. Добравшись до своих, Шухов рассказал, что был в плену, — и его арестовали за измену Родине.
Теперь Иван Денисович — лагерный заключённый номер Щ-854. Он не получает посылок: сам отказался, ведь жене и так нелегко. В письмах жена Ивана Денисовича сообщает, что основной источник заработка для неё и односельчан — раскрашивание ковров и их продажа в городе.
А кто-то (например, Цезарь Маркович) и в лагере живёт лучше других: Цезарь Маркович получает большие продуктовые посылки. Иван Денисович подсказал ему, что в бараке еду оставлять нельзя, и благодарный Цезарь Маркович даёт Шухову возможность подработать. Описаны и другие типы заключённых: «буржуазные националисты» из Эстонии и Латвии, религиозный Алёша, юный репрессированный Гопчик... Самые разные люди, представители всех возрастов и национальностей.
Все эти люди ежедневно тяжело трудятся и плохо питаются. Причём и нелёгкий труд, и отвратительная баланда из мелкой рыбы и мёрзлой капусты являются для них жизненными стимулами: не умереть, не опуститься, продержаться, держаться каждый день, чтобы когда-нибудь выйти на свободу.
Описанный день Иван Денисович считает счастливым: не был наказан, работал рьяно, поел, не заболел. Таким видится лагерному заключённому счастье.
В конце рассказа приведён краткий словарь блатной терминологии, который не только позволяет читателю понимать смысл выражений в рассказе, но и подчёркивает: лагерь — это отдельный страшный мир, и даже язык в нём особенный.
Укажите первоначальный вариант названия повести.
Ответ. «Щ-854 (Один день одного зэка)».
Из приведённого ниже перечня выберите три проблемы, которые подняты в рассказе «Один день Ивана Денисовича». Запишите цифры, под которыми они указаны.
Ответ. 145. Из рассказа видно, как человеку в условиях лагеря сложно остаться человеком, как заключённых принуждают к тяжёлому и непродуктивному труду, как государство вступает с человеком в противоборство — и побеждает.