Грузинская литература XIX века

В XIX век Грузия вступила в совершенно новом для неё качестве. Последний грузинский царь Ираклий II (1720—1798), поняв, что страна больше не в силах в одиночку противостоять многочисленным могущественным врагам, в 1783 г. заключил с Россией Георгиевский трактат, по которому Восточная Грузия признавала покровительство Российской империи, но в основном сохраняла суверенитет. Однако вскоре после смерти Ираклия II император Павел I отменил прежнее решение, и в 1801 г. владения грузинского царя стали одной из российских провинций (в 1803—1864 гг. в состав России вошла и Западная Грузия).

В 1832 г. многие поэты примкнули к заговору с целью освобождения Грузии; он был быстро раскрыт, а его участники высланы на время в разные города России

Эти события очень сильно повлияли на грузинскую литературу, которая ранее во многом ориентировалась на восточную, главным образом персидскую, традицию. Теперь же — через Россию — установилась прочная связь с европейской культурой. Молодые грузинские литераторы начала века живо восприняли идеи романтизма с его опорой на национальную самобытность. Но в то же время потеря независимости вызывала у грузин чувство горечи и уязвлённой гордости. Знать — а именно из её среды вышли самые яркие поэты-романтики — ощутила себя живущей на задворках огромной империи. Тоска по былой свободе и величию родины пронизывала всю грузинскую романтическую поэзию.

Во второй половине XIX в. на авансцену вышли писатели, которые придерживались взглядов, близких народничеству. Возглавлявший группу поэтов-реалистов Илья Чавчавадзе в программном стихотворении «Поэт» (I860 г.) писал:

Пусть поэт — посланник неба,
Но народ растит поэта.
Я веду беседу с Богом,
Чтоб вести Отчизну к свету!
(Перевод Н. А. Заболоцкого.)

Этих поэтов называли «тергдалеули» (груз, «испившие из Терека»), потому что они отправлялись на север, в Россию, для получения университетского образования.

Народничество — движение разночинной интеллигенции в России во второй половине XIX в. против крепостничества, самодержавия

Тергдалеули упрекали романтиков в бездействии — в 70-х гг. XIX столетия даже разгорелся своеобразный поэтический спор «отцов и детей». Реалисты, не менее патриотически настроенные, чем романтики, считали, что для счастья родины и её народа необходимо совершенствовать нравственный облик человека и искать пути к установлению справедливого и разумного общественного устройства.

Грузинские писатели XIX века




Поделиться ссылкой