Немецкая литература XIX века

XIX столетие в немецкой литературе начинается с романтизма. Это направление возникло в самом конце XVIII в. и господствовало вплоть до начала 30-х гг. Люди той эпохи воспринимали мир иначе, чем их предшественники, возникли у них и новые представления о прекрасном. Ещё были живы классики эпохи Просвещения — Гёте и Шиллер, когда в 1796 г. в университетском городе Йена собрались деятели формирующегося романтического движения: братья Август Вильгельм (1767—1845) и Фридрих (1772—1829) Шлегели, Людвиг Тик, Новалис (Фридрих фон Гарденберг). Вместе с рано умершим Вильгельмом Генрихом Вакенродером (1773—1798) и близкими к кругу литераторов философами Иоганном Готлибом Фихте (1762—1814) и Фридрихом Вильгельмом Шеллингом (1775—1854) они образовали школу так называемого йенского романтизма.

Фридрих Шлегель
Фридрих Шлегель

Йенские романтики провозгласили абсолютную свободу художника, его право на воображение, на «пересоздание» действительности в искусстве. Художественное творчество они уподобляли акту божественного творения, а в человеке искусства видели существо, наделённое особым даром постижения сути мира, скрытой от глаз обычных людей. «Поэт постигает природу лучше, нежели учёный», писал Новалис. Возможно, поэтому героем романтических произведений часто выступает художник музыкант, живописец или поэт.

Художнику посвящены такие произведения, как «Примечательная жизнь композитора Йозефа Берлингера» (1797 г.) В. Г. Вакенродера, «Странствования Франца Штернбальда» Л. Тика, «Генрих фон Офтердинген» Новалиса, «Крейслериана» и «Житейские воззрения кота Мурра» Э. Т. А. Гофмана и др.

Для романтизма особенно ценен духовный мир человека. Расцветает лирика, которую романтики (почти все они были поэтами) обогатили новыми ритмами и стихотворными формами. Их произведения передают и внутреннее состояние личности, и богатство и величие мироздания. Поэт-романтик слышит музыку мира. Не случайно именно на романтическую эпоху приходится расцвет вокальных жанров. Крупнейшие композиторы — Франц Шуберт, Роберт Шуман, Феликс Мендельсон, Иоганнес Брамс — писали музыку на слова поэтов романтической школы.

В. Шадов. Поэзия. 1826 г.
В. Шадов. Поэзия. 1826 г.

Очень рано романтикам открылся и страшный лик мира. Утверждая свободу личности, они осознавали её трагическую незащищённость. Энтузиазм, надежда на спасение мира с помощью поэзии и красоты, как она звучала у Новалиса (символом романтической мечты стал голубой цветок, на поиски которого устремился его герой Генрих фон Офтердинген), сменялись страхом перед загадками жизни. Герои сказочных новелл Тика стремятся вырваться из плена привычного существования, уйти в большой мир, манящий их своей неизведанной тайной. Однако то, с чем они сталкиваются на этом пути, внушает страх, а смельчаков ожидают ужас и безумие.

Мотивы ужаса слышны и в произведениях более молодых романтиков — представителей гейдельбергской школы Людвига Ахима фон Арнима (1781—1831) и Клеменса Брентано (1778—1842). В исторической новелле Арнима «Изабелла Египетская» (1812 г.) появляется странное и страшное существо — альраун, таинственная способность которого добывать скрытые клады губит всё высокое и поэтичное. Действуют фантастические силы и в «Истории о честном Касперле и прекрасной Аннерль» (1817 г.) Брентано. Фантастическая новелла, или сказка, — один из ведущих жанров в литературе немецкого романтизма. Его теоретики полагали, что сказка более всего подходит для передачи волшебной и таинственной сути бытия.

Иллюстрация к сборнику песен А. А. фон Арнима и К. Брентано «Волшебный рог мальчика». Издание 1819 г.
Иллюстрация к сборнику песен А. А. фон Арнима и К. Брентано «Волшебный рог мальчика». Издание 1819 г.

Постепенно в литературе немецкого романтизма всё ощутимее становится трагизм (яркое тому свидетельство — творчество драматурга и прозаика Генриха фон Клейста), её всё меньше занимают отвлечённые философские вопросы и всё больше — проблемы реальной действительности. Романтики последнего поколения — Адельберт фон Шамиссо, Эрнст Теодор Амадей Гофман, Генрих Гейне — отразили диссонансы современной им эпохи: абсолютное господство законов купли-продажи, которые подчиняют себе человеческую жизнь («Удивительная история Петера Шлемиля» Шамиссо), зависимость художника от общества («Крейслериана» Гофмана), нивелировку человеческой личности, уподобление человека кукле («Песочный человек» Гофмана). Тема социального неравенства отчётливо звучит в «Книге песен» Гейне.

«И, быть может, тогда, мой читатель, ты поверишь, что нет ничего более удивительного, чем сама действительная жизнь, и что поэт может представить лишь её смутное отражение, словно в гладко отполированном зеркале» Э. Т. А. Гофман. «Песочный человек»

К началу 30-х гг. XIX в. немецкая литература прямо обращается к общественно-политическим проблемам. Публицисты нового поколения резко критикуют предшествующую литературу. В романтизме они видят только бегство от действительности, а Гёте упрекают в отсутствии интереса к политике. Главным принципом искусства становится тенденциозность, т. е. пропаганда злободневных социальных идей.

Заметным явлением в литературе 30-х гг. было творчество драматурга и публициста Георга Бюхнера (1813—- 1837). В драме «Смерть Дантона» (1835 г.) показан трагический разрыв между благородными целями революции и бессмысленной жестокостью её реальной практики. А с драмой Бюхнера «Войцек» (1837 г.) в немецкую литературу вошёл новый герой — маленький человек, изгой общества.

Гейдельбергские романтики открыли себе и миру красоту народной поэзии. В 1806—1808 гг. Арним и Брентано опубликовали сборник народных песен под названием «Волшебный рог мальчика». Вслед за этим братья Якоб и Вильгельм Гриммы выпустили всемирно известное собрание народных сказок

В истории Германии 40-е гг. XIX в. обычно называют предмартовским периодом, поскольку он закончился мартовской революцией 1848 г. На эти годы приходится начало деятельности Карла Маркса и Фридриха Энгельса и созданного ими Союза коммунистов. Литература проникается политическими идеями. Самым сильным поэтическим документом этой политизированной эпохи стали произведения Гейне, который издевался над феодальными порядками старой Германии и выражал надежду, что в недалёком будущем «ленивое брюхо кормить не будут прилежные руки», хотя и сомневался в достижимости прекрасного идеала.

Людвиг Ахим фон Арним
Людвиг Ахим фон Арним

Реалистическая литература Германии, возникшая в 50-х гг., в отличие от романтической не получила широкой известности за пределами страны.

«...Целого арсенала нелепостей и чертовщины ещё недостаточно, чтобы вдохнуть душу в сказку, если в ней не заложен глубокий замысел, основанный на каком-нибудь философском взгляде на жизнь» Э. Т. А. Гофман

В произведениях Теодора Шторма (1817—1888) тонкий лиризм и внимание к жизни души сочетаются с социально-критическими мотивами. Новелла «Иммензее» (1849 г.) — это грустная история несостоявшейся любви, которой помешали корыстные расчёты матери девушки. В новелле «В университетские годы» (1863 г.) трагическую судьбу героини предопределяет социальное неравенство. Повесть «Всадник на белом коне» (1888 г.) пронизана фольклорными мотивами. Хауке Хойен, человек смелый и предприимчивый, пытается защитить город от напора морской стихии, но при этом наталкивается на предрассудки и косность окружающих. Вступив в борьбу со стихией, герой погибает. Его гибели предшествует появление фантастического всадника на белом коне.

К. Д. Фридрих. Дерево и вороны. 1822 г.
К. Д. Фридрих. Дерево и вороны. 1822 г.

Лживость светского общества, своекорыстие его членов, несоответствие официальной морали подлинным нравственным ценностям — такой предстаёт прусская действительность в романах Теодора Фонтане (1819— 1898). Мастерское изображение драматической ситуации и характеров отличает роман «Эффи Брист» (1895 г.). Его героиня, чистая и доверчивая Эффи, изменяет своему мужу, барону фон Инштеттену, и становится жертвой его жестокой мести. Общественная мораль выступает здесь как мораль ложная и бесчеловечная.

В 40-х гг. в Германии появляется целая плеяда политических поэтов: Георг Гервег (1817—1875), Фердинанд Фрейлиграт (1810— 1876), Георг Веерт (1822— 1856) и др.

Успехи естественных наук, техники и медицины породили стремление внести в художественную литературу научные методы. Вслед за французом Эмилем Золя немецкие писатели приходят к натурализму, точно и бесстрастно отражая факты, в том числе отвратительные, болезненные, сугубо откровенные. Литература не ставит больше своей целью изображение прекрасного, требуя только жизненно достоверного. Крупнейшим представителем натурализма в Германии был драматург Герхарт Гауптман. Его ранние пьесы, такие, как «Перед восходом солнца» и особенно «Ткачи», имели у современников шумный успех, во многом благодаря новизне своей проблематики.

Иллюстрация к новелле T. Шторма «Иммензее». Издание 1857 г. Берлин
Иллюстрация к новелле T. Шторма «Иммензее». Издание 1857 г. Берлин

Таким образом, XIX столетие, начавшееся в немецкой литературе с высокой романтической ноты, закончилось торжеством трезвого и безыдеального натурализма.

«...Во „Всаднике на белом коне"... Шторм приподнял завесу над первобытной силой связи между трагедией человека и извечной тайной природы, над мрачным, гнетущим величием и мистикой моря...» Т. Манн

Немецкие писатели XIX века




Поделиться ссылкой