Тарас Григорьевич Шевченко (1814—1861)

История жизни Тараса Григорьевича Шевченко могла бы стать сюжетом социально-обличительного романа. Он родился в семье крепостного, мальчиком был взят в «казачки» (дворовые) к помещику П. В. Энгельгардту и привезён им в Петербург. Энгельгардт решил обзавестись собственным крепостным художником и отдал Шевченко обучаться живописи.

Тарас Григорьевич Шевченко
Тарас Григорьевич Шевченко

Талантливого юношу заметили: он познакомился с художниками К П. Брюлловым и А Г. Венециановым, поэтами В. А. Жуковским и Е. П. Гребёнкой, одним из основоположников славянской филологии в России В. И. Григоровичем, музыкантом и меценатом графом М. Ю. Вильегорским. В 1838 г. они устроили в пользу Шевченко благотворительную лотерею, где разыгрывался портрет Жуковского кисти Брюллова.

Лотерея дала 2,5 тыс. рублей — за эти деньги Шевченко выкупили у его хозяина, а остатка суммы хватило на поступление в Петербургскую академию художеств.

Кобза — старинный музыкальный инструмент наподобие лютни

Шевченко не только прекрасно рисовал: по воспоминаниям современников, он обладал сильным и приятным голосом и великолепно исполнял украинские народные песни. Главный его талант — поэтический — раскрылся позже других: самое раннее из сохранившихся стихотворений (баллада «Порченая») написано лишь в 1837 г. Но примечательно, что даже такое — незрелое и подражательное — стихотворение стало популярной народной песней (правда, не целиком — поются только первые 12 строк этой длинной баллады):

Широкий Днепр ревёт и стонет,
Сердитый ветер листья рвёт,
К земле всё ниже вербы клонит
И волны грозные несёт.
(Перевод М. В. Исаковского.)

Иллюстрация из первого издания сборника Т. Г. Шевченко «Кобзарь». 1840 г. Санкт-Петербург
Иллюстрация из первого издания сборника Т. Г. Шевченко «Кобзарь». 1840 г. Санкт-Петербург

Восемь ранних стихотворений составили первый сборник Шевченко «Кобзарь» (1840 г.). Кобзарём на Украине называют народного певца, поющего в сопровождении кобзы. Заглавие подчёркивает основные черты шевченковской поэзии: народность и песенность. Оба эти слова употребляются по очень разным по водам, и потому необходимо уточнить, что они значат по отношению к творчеству Шевченко.

Петрашевцы — общество разночинной молодёжи в Петербурге (1844—1849 гг.), организованное революционером Михаилом Васильевичем Петрашевским

Прежде всего народность и песенность определили язык и стих поэзии Шевченко. Народная украинская поэзия пользовалась силлабическим стихом, соблюдающим число слогов, но свободно размещающим ударения. Шевченко в языке решительно следует за народной песней, сохраняя даже (особенно в ранних произведениях) народные постоянные эпитеты: «сине море», «Днипро сивый», «червонная калина», «одна як былиночка в поли» и т. д. В стихе же он добивается, чтобы сквозь книжную строгость, более свойственную русской традиции, ощущалась народная вольность. Так создаётся характерный ритм, удержавшийся в украинской поэзии и соблюдаемый в русских переводах:

Солнце греет, ветер веет
С поля на долину,
Воду тронет, вербу клонит,
Сгибает калину;
……………………………………………………
Вспомнишь горе — позабудешь:
Отошло, пропало;
Вспомнишь радость — сердце вянет:
Зачем не осталась?

«Вечной памяти Котляревского», 1838 г. (перевод А, А. Тарковского)

Кирилло-Мефодиевское братство — тайная политическая организация разночинной интеллигенции в Киеве (1845-1847 гг.), ставившая целью освобождение Украины и ликвидацию крепостного права. Братствами на Украине XVI—XVII вв. назывались общины мирян, защищавших православие от натиска польского католичества

Народная песня помогает и при выборе темы: до самого конца жизни Шевченко будет обращаться к событиям украинской истории (подражая народным «думам») и использовать сюжеты, традиционные для народных баллад. Один из таких сюжетов — горькая участь соблазнённой девушки, доля униженной и отверженной женщины — для Шевченко особенно важен. Об этом — уже упомянутое стихотворение «Порченая» и первая поэма — «Катерина» (1839 г.). Тот же мотив появляется и в одном из последних стихотворений поэта:

Титаривна-Немиривна
Платок вышивает...
И ребёнка-солдатёнка
Малого качает.

I860 г. (перевод В. М. Инбер)

Т. Г. Шевченко. Катерина. 1842 г.
Т. Г. Шевченко. Катерина. 1842 г.

Народность в те времена означала и социальность. Протест против самодержавия, классового неравенства и угнетения с годами занимает в поэзии Шевченко всё большее место:

О люди, вам ли жить во мраке?
Зачем вам надобны цари?
Зачем вам надобны псари?
Вы ж люди, люди, не собаки!

I860 г. (перевод С. И. Липкина)

Ян Гус (1371-1415)- национальный герой чешского народа, религиозный мыслитель, осуждённый на церковном соборе и сожжённый за своё учение

Подобные настроения привели Шевченко в революционные организации: сначала он сблизился с петрашевцами, затем вступил в Кирилло-Мефодиевское братство. В этот период творчества написана небольшая поэма о Яне Гусе — «Еретик» (1845 г.). Славянин, боровшийся с немцами, обличитель социального зла, казнённый властями, мученик, подобный Христу, — таков Гус в изображении Шевченко:

«За что меня судят?
За что меня распинают?
………………………………………..
Вкруг огня, как псы на страже,
Цепь монахов встала —
Всё боялись, чтоб не выполз
Он змеёй из жара,
Не обвил кольцом корону
Или же тиару.
(Перевод П. Карабана.)

В тот же период написано и самое, пожалуй, знаменитое стихотворение Шевченко — «Завещание», в котором ожидаемая народом свобода почти впрямую отождествляется с Царством Божиим.

T. Г. Шевченко. Форт Кара-Бутак. 1848 г.
T. Г. Шевченко. Форт Кара-Бутак. 1848 г.

За столь опасное вольнодумство и участие в деятельности революционных организаций Шевченко в 1847 г. был арестован. Судьбу его решил сам Николай I: забрить в солдаты и сослать в город Орск «под строжайший надзор, с запрещением писать и рисовать». На положении ссыльного он пробудет десять лет.

В годы ссылки его не раз выручало мастерство рисовальщика: в диких степях, где Шевченко отбывал наказание, работали научные экспедиции, и они остро нуждались в художниках, поскольку фотография тогда ещё не получила распространения. В составе одной такой экспедиции Шевченко обследовал берега Аральского моря, а затем, чтобы помочь разобрать результаты, вместе с ней поехал в Оренбург, где жизнь была не в пример легче, чем в Орске. Там он прожил больше года, а потом по чьему-то доносу его вновь арестовали и сослали на полуостров Мангышлак — в дикую и бесплодную казахскую степь. Но и отсюда, несмотря на строгие запреты, его берут художником в экспедицию...

За Шевченко много хлопотали — как знакомые, так и совсем посторонние и нимало не разделяющие его взглядов люди (например, русский писатель Алексей Константинович Толстой). В 1857 г. поэт был освобождён под надзор полиции с запретом проживания в столицах (впоследствии и этот запрет сняли). Ссылка подорвала его здоровье, но раскаяться не заставила: поздние стихи Шевченко оказались ещё злее прежних.

В I860 г., незадолго до смерти, он выпускает новый сборник под старым названием «Кобзарь» — свою итоговую книгу. Именно по ней многие поколения читателей открывали для себя поэзию Тараса Григорьевича Шевченко.

В последнем своём стихотворении поэт прощается с музой:

Так не пора ли понемногу
С тобою, спутницей убогой,
Нам вирши слабые бросать
И помаленьку собирать
Телеги в дальнюю дорогу?
На тот свет, к Пресвятому Богу,
Пойдём, бедняга, отдыхать.
Над Стиксом, речкою в раю,
Как над Днепром своим широким,
Я вспомню родину свою, —
Поставлю хату там и садом
Её весёлым окружу.
Ты вечером придёшь, и рядам
Тебя, как кралю, посажу.

1861 г. (перевод К. М. Симонова)




Поделиться ссылкой