Прямило Липкина

Прямило ЛипкинаНесмотря на сенсацию, которую произвела в научном мире "Стопоходящая машина" Чебышева, было ясно, что идеальный шарнирный механизм, о котором так грезили инженеры и математики, - механизм, преобразовывающий движение по окружности в движение по прямой, - все еще не был создан. Многие изобретатели в течение долгого времени бились над этой сложной задачей, но в результате всех попыток были построены лишь приблизительные спрямляющие механизмы, в лучших из которых движение ведомого шарнира осуществлялось не совсем по прямой. Однако в 1868 году студент П.Чебышева ("отца" "Стопоходящей машины") Липман Липкин изобрел прямило, которое и стало поворотным моментом в истории шарнирных механизмов. (Некоторые источники утверждают, что авторство прямила принадлежит французскому инженеру Поселье, однако есть основания сомневаться в этих данных).

В работе над прямилом Л.Липкин, как и его учитель Чебышев, "сделал ставку" на математику и не ошибся. Он воспользовался геометрическим преобразованием плоскости, иными словами - инверсией: взаимнооднозначным отображением внутренней области окружности на всю внешнюю ее область, исключая центр. Если через центр инверсии провести окружность, то ее дуга преобразится именно в прямую, причем абсолютно точную. Благодаря неподвижному шарниру в центре окружности и звену, длина которого равна радиусу, ведущий шарнир не покидает окружность, проходящую через центр инверсии, а ведомый шарнир движется точно по прямой. Итак, Липкин первым из всех работающих над проблемой спрямления инженеров реализовал инверсию с помощью плоского шарнирного механизма.

Прямило Липкина, основанное на свойствах инверсии, также носит название инверсора.




Поделиться ссылкой