Социальная стратификация и мобильность

На этапе зарождения и развития человеческого общества между людьми постепенно начинает проявляться определённое неравенство в разных сферах общественной жизни. Именно так возникла стратификация. Разделение людей по принципу неравенства находит своё отражение в формировании социальных страт. Неравенство можно охарактеризовать в качестве комплекса определённых факторов, которые способствуют разной степени доступности разнообразных социальных благ.

Социальные отношения

Под стратой понимают определённый социальный слой, члены которого обладают схожими свойствами в плане образования, доходов или власти. В современном обществе существует несколько слоёв, которые отличаются друг от друга по этим параметрам.

Социальная стратификация — это своего рода социальное расслоение в обществе. Для стратификации характерны два момента, отличающие её от обычного расслоения:

  • высшие слои имеют более привилегированное положение, обладают самыми важными ресурсами по сравнению с низшими слоями;
  • по количественному составу высшие слои значительно уступают низшим слоям.

Теория стратификации утверждает, что современное общество делится на определённые слои, то есть является многоуровневым. Если рассматривать российское общество, то его можно поделить на четыре основных слоя: высший, средний, базовый и низший. К высшему слою принадлежат крупные собственники больших и средних предприятий. Как правило, уровень дохода представителей этой страты значительно превышает уровень доходов других страт. К представителям среднего слоя относятся менеджеры, предприниматели, высокообразованные интеллектуалы и др. Люди этого слоя не имеют существенного капитала, который обеспечивал бы им материальную независимость, но для них характерно наличие достаточно высокого уровня образования. Представителями базового слоя являются те, кто занимается в основном квалифицированным исполнительским трудом, то есть это работники сервиса и торговли, люди со специальным образованием, рабочие, крестьяне. К низшему слою принадлежат те, кто занимается неквалифицированным трудом, как правило, они не имеют специального образования и живут за чертой бедности или же на уровне нищеты.

Отдельные индивиды и даже целые группы могут совершать переход из одного социального слоя в другой. Такой переход называется социальной мобильностью. Социологи выделяют два основных вида социальной мобильности: горизонтальную и вертикальную.

Горизонтальная мобильность предполагает переход индивида или социального объекта из одной социальной группы в другую, расположенную на том же уровне.

Вертикальная мобильность — это переход человека или группы людей из одного социального слоя в другой, который находится на другом уровне. Выделяют два направления, по которым осуществляется вертикальная мобильность: социальный подъём и социальный спуск.

Мобильность может быть как индивидуальной, так и групповой. При индивидуальной мобильности индивид может самостоятельно изменять своё социальное положение, например в результате повышения уровня образованности. Групповая мобильность распространяется на представителей определённой группы. Основными причинами групповой мобильности являются войны, социальные революции, смены политических режимов.

Всё это свидетельствует о том, что каждый индивид так или иначе будет относиться к определённой социальной группе и соответственно занимать положенное ему место в социальной структуре. Благодаря такому явлению, как социальная мобильность, осуществляется перемещение индивида из одной общественной группы в другую.

Ярким примером «закрытого» общества с низкой социальной мобильностью выступает кастовая система в Индии. Индивид, который относится к самой низшей касте, практически не имеет возможности занять более привилегированное социальное положение. В свою очередь, так называемые «открытые» индустриальные общества обладают более высокой социальной мобильностью.

Социальная мобильность может быть различной в рамках одного и того же социума на отдельных этапах его функционирования. В истории существует масса разных примеров, когда революции, войны и завоевания оказывали существенное влияние на крупные социальные перемещения. Так, революционные события в России в 1917 г. способствовали ликвидации самых обеспеченных слоёв общества: фактически вся аристократическая верхушка была отброшена на низшую ступень; кроме того, утратила своё социальное положение и значительная часть предпринимателей и опытных специалистов-профессионалов. В то же время в течение последующих лет на вершину политической, экономической, идеологической жизни поднялись представители низших сословий. Схожую картину демонстрируют нам английская революция XVII в. и Великая французская революция конца XVIII в.

Здесь возникает закономерный вопрос: каким образом осуществляется переход людей из одной социальной группы в другую? Так, социолог П. Сорокин считает, что этому способствуют такие социальные институты, как армия, церковь и школа.

Служба в армии во все времена способствовала движению вверх по социальной лестнице. Потери во время военных кампаний среди командного состава вели к заполнению вакансий людьми более низких чинов. Например, среди 92 римских императоров 36 добились этого высокого социального статуса благодаря военным подвигам. Чуть позже в Средние века большинство людей из низшего сословия таким же образом становились генералами и получали всевозможные титулы. Непосредственно в Новое время ярким примером такого восхождения может стать жизненный путь Наполеона, также к числу подобных случаев будут относиться О. Кромвель, Дж. Вашингтон.

Важное влияние на перемещение людей по ступеням социальной лестницы оказывала церковь. В качестве примера рассмотрим период раннего христианства. Отметим, что представителями этого вероучения на ранних этапах были в основном люди из низших социальных слоёв: рабы, ремесленники, крестьяне. И только после государственного признания христианства в Римской империи большинство из них благодаря церкви получали свободу и достигали высокого положения в социуме. Вместе с тем церковь сурово карала вероотступников. Среди «разжалованных» еретиков было немало королей, князей и др.

Ещё одним социальным лифтом выступает школа. В некоторых случаях образование даёт нам возможность занимать престижные должности и звания. Так, в современном западном обществе, не окончив университета или колледжа, практически нельзя достичь высокого положения на государственной службе и во многих других областях. Учитывая значение школы как важного средства социальной мобильности, правящие элиты в ряде стран пытались закрыть доступ к образованию для представителей низших слоёв. Например, в Англии в XIV в. был издан указ, в котором речь шла о том, что ни один крепостной не имеет права отправлять детей в школу, чтобы те, в свою очередь, не могли продвинуться в жизни на более высокую ступень.

В 1887 г. министр просвещения Российской империи граф И. Д. Делянов издал циркуляр, который фактически запрещал принимать в гимназии «детей кучеров, лакеев, поваров, прачек, мелких лавочников и тому подобных людей, за исключением одарённых необыкновенными способностями». Этот документ был одобрен Александром III, в обществе же его называли «закон о кухаркиных детях».

Из сложившейся социальной структуры выпадают (причём каждая по-своему) две группы населения — люмпены и маргиналы. Слово люмпен происходит от немецкого «Lumpen», что означает «лохмотья». К люмпенам принято относить людей, которые по различным причинам были опущены на самое «дно» общественной жизни, — бродяг, нищих, бомжей. В основном это представители разных социальных слоёв и классов. Тенденция к увеличению численности этой группы (процесс люмпенизации населения) может представлять опасность для общества. Именно группы люмпенов служат благодатной средой для формирования разного рода экстремистских организаций.

Что касается маргиналов, то им отведено другое положение и социальная роль (от лат. «marginalis» — находящийся на краю). К маргиналам, как правило, относят группы, которые занимают промежуточное положение между устойчивыми общностями. Одним из основных каналов маргинализации выступает массовая миграция населения из села в город. Этот процесс происходил в нашей стране в конце 1920-х — начале 1930-х годов. Набиравшая обороты индустриализация нуждалась в постоянном пополнении квалифицированными рабочими кадрами. Благодаря миграции бывшие сельские жители, потеряв связь с привычным деревенским укладом жизни, с большим трудом адаптировались к городской среде. На протяжении длительного периода они становились людьми с оборванными социальными связями и разрушенными духовными ценностями. Именно такие слои населения, «неукоренённые», с неустойчивым общественным положением, стремились к твёрдому, установленному государством порядку, к «сильной руке».

Таким образом, приведённый пример демонстрирует одно из отрицательных последствий увеличения маргинальных групп. Однако стоит признать тот факт, что очень часто выходцы из этих социальных групп населения бывают наиболее предприимчивыми и успешными в своей профессиональной деятельности.

Основные понятия

  • Неравенство — положение людей, при котором они имеют неодинаковый доступ к различным социальным благам.
  • Страта — группа людей, объединённых по какому-либо социальному признаку (по уровню доходов, образованию, престижу).
  • Социальная стратификация — своего рода социальное расслоение.
  • Горизонтальная мобильность — переход индивида или социального объекта из одной социальной группы в другую.
  • Вертикальная мобильность — переход человека или группы людей из одного социального слоя в другой.
  • Индивидуальная мобильность — возможность индивида самостоятельно изменять своё социальное положение.
  • Групповая мобильность — возможность представителей определённой группы изменять своё социальное положение.

Вопрос для самопроверки

Что такое социальная стратификация?

Задания для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ

Что из перечисленного не является причиной групповой мобильности?

  1. война
  2. революция
  3. переезд на учёбу
  4. смена политического режима

Ответ. 3.

Запишите цифры, под которыми указаны примеры горизонтальной мобильности.

  1. получение майором высшего звания
  2. завоевание звания чемпиона мира в спорте
  3. повышение по службе
  4. женитьба сына врача на дочери инженера
  5. смена профессии учителя на журналиста

Ответ. 45.




Поделиться ссылкой