Древние города Монте-Альбана и Митла

Цивилизация сапотеков (дословно: «люди с мест, где есть сапот», однако сапотеки называют себя Бе’на’а, то есть «люди») возникла в мексиканской долине Оахака — на территории современного одноименного штата, примерно между Мехико и Юкатаном. Существует предположение, будто сапотеки — это отколовшаяся ветвь ольмеков, переселившаяся на другую сторону континента — к Тихому океану. Сама цивилизация сапотеков весьма древняя, она берет свое начало за несколько тысяч лет до нашей эры, но вряд ли она старше ольмекской культуры. В долине Оахака нашли сосуды из тыкв (вероятно, прообразы знаменитых сосудов для мате — калебас — национального напитка современных аргентинцев, чилийцев и уругвайцев). Их возраст исчисляется едва ли не десятком тысяч лет!

Бирюзовая маска миштеков, найденная в Могиле 7. Музей культур Оахаки, г. Оахака
Бирюзовая маска миштеков, найденная в Могиле 7. Музей культур Оахаки, г. Оахака

Когда XVI в. до н. э. перевалил за половину, сапотеки стали строить первые поселения (например, Сан-Хосе-Моготе — еще один, помимо Монте-Альбана, центр развития культуры сапотеков), которые впоследствии, через многие сотни лет, превратились в мощные укрепления. К VII в. до н. э. у сапотеков появляется своя письменность (раньше, чем у майя), похожая, но все же отличающаяся от ольмекской.

Долгое время жившие мирно по соседству с сапотеками миштеки («люди с мест, где облака») обладали собственным идиоматическим письмом, по одной из версий, заимствованным у сапотеков. Это довольно сложно проверить, так как ранние письменные источники сапотеков не сохранились, а поздние лишь копируют миштекскую письменность. Миштеки оставили после себя много рукописных кодексов, по которым изучалась история этого региона. Художественный стиль этого племени, использовавшийся и в кодексах, широко известен: именно его ацтеки сделали официальным стилем своей империи. Можно также выделить такие черты, как яркость красок, фактурность образов и продуманность деталей.

Миштеки были яростными поборниками чистоты крови, что выражалось в многочисленных браках внутри семьи (известен случай, когда четверо детей одного правителя — два брата и две сестры — создали две семьи). Править миштеками мог только ближний родственник верховного правителя. Если у индейца не было знатных сородичей, то он в лучшем случае становился крестьянином.

Миштеки вели себя очень хитроумно: там, где не получалось завоевать силой территорию сапотеков, они роднились с сапотекской правящей династией, становясь таким образом полноправными претендентами на трон. Этот способ заимствовали у миштеков ацтеки, отплатив им той же монетой.

Миштеки известны своими многочисленными и затяжными войнами с ацтеками, которые закончились лишь частичным покорением миштекского народа. Ацтеки решили на время отложить свою экспансию, и к оставшимся независимыми поселениям миштеков пришел мир, но ненадолго. Через несколько лет испанцы подчиняют ацтеков и начинают путь в долину Оахака.

Как добраться

Из Москвы до Мехико можно долететь самолетами европейских авиаперевозчиков KLM и Air France (от $1100). Чтобы добраться до городов Монте-Альбан и Митла, следует совершить перелет из Мехико до города Оахака-де-Хуарес (от $120 в одну сторону), а затем сесть на соответствующий автобус до руин Митлы (до $5 за дорогу в оба конца до любого из городов).

Монте-Альбан – здесь делали сложнейшие операции

Примерно в 500 г. до н. э. основывается Монте-Альбан (так его именовали испанцы, историческое название неизвестно), знаменитый город сапотеков с удивительной историей, даже после своей смерти не перестающий удивлять археологов, историков и путешественников. Его построили посреди небольшого плато, частично сглаженного искусственно, на высоте 2 км над уровнем моря.

Главная площадь Монте-Альбана: на заднем плане — Южная платформа и Южный холм
Главная площадь Монте-Альбана: на заднем плане — Южная платформа и Южный холм
Впалый дворик Северной платформы Монте-Альбана
Впалый дворик Северной платформы Монте-Альбана и поразительный вид на долину Оахака

Таким образом, Монте-Альбан надежно защищали со всех сторон горные массивы, создававшие естественное оборонительное сооружение, да и найти его было не так-то просто (даже в XX в. ученые долго искали его). В это же время сапотекская цивилизация становится государством со столицей в уже упомянутом городе. Во время своего расцвета (IV–VII вв. н. э.) Монте-Альбан занимает площадь в 40 км2, а его население достигает отметки в 50 тыс. человек.

Город знаменит своими многочисленными храмами и усыпальницами (по различным подсчетам, их в столице было 150–200), дворцами и пирамидами, искусственными террасами с великолепными лестницами и амфитеатром, а также множеством стел с изображением сапотекско-миштекской истории, письменности и ритуалов. Отмечается сильное влияние Теотиуакана на архитектуру сапотеков. При этом изделия сапотеков высоко ценились в Мезоамерике, а в самом Теотиуакане существовал район, где они жили и торговали.

В Монте-Альбане создается удивительная галерея: на каменных монументах изображаются страдающие казненные пленники в различных позах (на коленях, с выпущенными внутренностями и т. д.), внешне напоминающие танцоров. Всего таких монументов около 300. Вероятно, эти фигуры символизируют собой завоевательные походы сапотеков. На главной площади располагались многочисленные стелы, хранившие историю сапотеков, генеалогические древа царей, описания ритуалов и изображающие все тех же казненных пленников.

Bид на восточную часть Главной площади Монте-Альбана
Bид на восточную часть Главной площади Монте-Альбана
Один из сапотекских «танцоров»
Один из сапотекских «танцоров»

Начиная с VII в. каменные изваяния сменяются более скромными табличками. На них присутствуют те же сюжеты, что и на поздних монументах, однако теперь их не выставляют на всеобщее обозрение. Кроме того, в усыпальницах появляются такие же таблички с изображением мужчины и женщины, с разверстыми над их головами небесными вратами — портале к предкам. Под фигурами людей вычерчивались их календарные имена.

Из-за архитектурных сложностей некоторые строения вырезались непосредственно в окружающих горах. Этим объясняется и явное отсутствие симметрии, которое, кстати, сапотеки пытались скрыть хотя бы внешне, сооружая ради этого небольшие здания.

Поле для игры в мяч
Это поле для игры в мяч удивительным образом напоминает современные стадионы...

Впечатляюще выглядит Северная платформа, расположенная рядом с полем для игры в мяч (ее можно выделить среди других многочисленных полей тем, что она в форме буквы «I»). С вершины платформы, также вырубленной в скале, внутрь ведет лестница, символизирующая спуск в подземный мир. В самом низу находится жертвенный алтарь. Поле для игры в мяч в Монте-Альбане весьма необычно. Оно отличается от всех остальных полей отсутствием каменных колец (целей) и своей неклассической формой — в виде буквы «I».

Некоторые стелы Монте-Альбана отправлены в музеи, в том числе в Национальный музей антропологии города Мехико, с целью обезопасить их от влияния окружающей среды. Вместо них установлены копии.

Одна из стел Монте-Альбана
Одна из стел Монте-Альбана
Загадочное здание «J»
Загадочное здание «J» — обсерватория, дворец или древний госпиталь?..

Очень интересно здание «J», получившее свое имя из-за схожести с данной буквой. Кроме своей необычной формы это строение привлекает ученых еще и тем, что оно единственное в городе не ориентировано по сторонам света, а расположено под углом 45° к остальным сооружениям. Это здание восстановлено буквально по кирпичику, поскольку археологи обнаружили его почти полностью разрушенным. До сих пор неясно предназначение этой постройки столь необычной формы. Кое-кто из историков склоняется к мысли, что это была древняя обсерватория. В таком случае странно: почему здесь находятся иероглифы, изображающие завоевательные походы? По некоторым данным, они символизируют собой захваченные города. Но это только догадки: ведь вполне вероятно, что ни истинную форму здания, ни точную последовательность иероглифов на его стенах восстановить никогда уже не удастся.

При раскопках в Монте-Альбане нашли много похоронных подземных камер с искусными росписями и характерными урнами — погребальными сосудами. Это были обнаруженные в склепах полые фигуры людей (реже — священных животных), представляющие собой единого Великого предка. Иногда лицо приобретало черты умершего, владельца погребальной камеры.

Погребальная урна из Могилы 214
Погребальная урна из Могилы 214
Руины Монте-Альбана
Руины Монте-Альбана

К концу I тыс. н. э. Монте-Альбан забрасывается в связи с завоеваниями сапотеков миштеками. Миштеки по неизвестным причинам не стали использовать город как свой центр, сделав столицей Митлу. Впрочем, Монте-Альбан они не позабыли: на его территории хоронили правителей миштекского государства.

В настоящее время для путешественников доступно несколько могил. Например, Могила 104 на крайнем юговостоке города. На расписанных стенах можно видеть изображения богов, здесь же находится одна из знаменитых погребальных урн.

Реставрация Могилы 104. Национальный музей антропологии, г. Мехико
Реставрация Могилы 104. Национальный музей антропологии, г. Мехико

На другой стороне, юго-западной, располагается Могила 7 — одно из самых богатых захоронений на всей территории Мезоамерики. В ней нашли около 500 различных драгоценных украшений и предметов быта.

Одна из главных загадок Монте-Альбана — человеческие черепа с круглыми дырками, которых обнаружили довольно много. Точно неизвестно, что это за травмы, возможно, индейские знахари делали трепанацию черепа, причем нередко удачно. Найдено немало скелетов людей, на черепах которых отчетливо заметны следы нарастания новой кости. Любопытно, что, в основном, тела обнаруживали под бедными жилищами (здесь стоит заметить, что традиция захоронения умершего под домом характерна для многих народов). Может быть, это были обычные воины, вернувшиеся с войны или застигнутые в городе неприятелем. В таком случае, вероятно, эти травмы нанесли каким-то необычным оружием — чем-то наподобие пращи.

Украшения из Могилы 7. Музей культур Оахаки, г. Оахака
Украшения из Могилы 7. Музей культур Оахаки, г. Оахака

Митла – Город мертвых

Тот, кто приедет в Оахаку, чтобы посетить Монте-Альбан, без труда доберется и до Митлы — оба этих древних города расположены всего в нескольких километрах от столицы штата. А изучение культуры сапотеков и миштеков будет явно неполным, если оставить без внимания еще один центр развития цивилизации.

Сами сапотеки называли этот город Л’йобаа («место отдыха»). Митла — позднейшее наименование, вероятно, миштекского происхождения. Название древнего города Митла (или, точнее, Миктлан) можно примерно перевести как «Место для убитых» или «Страна мертвых» с языка науатль.

Митла появилась еще в первой половине I тыс. до н. э. Первоначально это был один из «региональных» центров сапотеков. Впоследствии, когда миштеки начали свои воинственные походы на земли соседей, вокруг города выстраивается каменная стена, сооружается подобие крепости для защиты от набегов. Сюда же все чаще наведывается верховный правитель сапотеков. А после упадка Монте-Альбана Митла официально становится столицей сапотекского государства, но ненадолго: до тех пор, пока миштеки не подчинят себе практически всю сапотекскую цивилизацию.

В Митле осталось много построек времен сапотеков: Дворец верховного правителя (лабиринтообразного типа, с 4-метровыми колоннами из цельного камня — здесь сапотеки проявляют себя искусными архитекторами; наверное, никто не сомневается, что доставить на место назначения, а потом поднять эти колонны — весьма сложная задача), стелы, большое количество храмов, традиционных жилых и хозяйственно-бытовых сооружений.

Тупиковая ветвь лабиринта Города мертвых
Тупиковая ветвь лабиринта Города мертвых, из которой так и тянет смертью

Все здания города богато украшались мозаичными панелями как внутри, так и снаружи. Эти мозаики выполнялись из небольших кусочков камней, состыкованных друг с другом без помощи раствора, что делает Митлу уникальным городом среди всей Мезоамерики.

Миштеки здесь сооружали дворцы, ритуальные помещения и богатые усыпальницы. В более поздний период своего существования город становится местом погребения миштекской знати. На территории Митлы обнаружили множество различной утвари, украшений (в том числе из драгоценных камней и металлов) и предметов обихода.

Дворец верховного правителя
Дворец верховного правителя
Огромные колонны во Дворце верховного правителя
Огромные колонны во Дворце верховного правителя

Появившиеся в Митле конкистадоры построили на вершине главной (по их мнению) пирамиды католическую церковь, сохранившуюся до сих пор: точно так же, как они уже сделали в Чолуле и других индейских городах.

Когда-то выделялась в Митле Пирамида мертвых: здесь усопших готовили к Дороге мертвых — пути, который проходил по подземному миру любой скончавшийся человек. Внутренние стены Пирамиды мертвых были выкрашены в яркий красный цвет — символ смерти у индейцев. Прошедшие ритуальные процедуры тела хоронились в склепах крестообразной формы, находящихся под землей и защищенных от землетрясений. Стороны креста были направлены точно по сторонам света. Перед пирамидой располагалась большая площадь, из-за которой Митлу называют городом колонн. Дело в том, что над площадью была крыша, защищавшая индейцев от непогоды. Ее поддерживали многочисленные колонны. Эта крыша, как и многие другие крыши Мезоамерики, не выжила в мясорубке столетий, а колонны остались. Площадь окружало много пирамид, но сохранилась всего одна — та, на которой испанцы выстроили свою церковь.

Католическая церковь на индейской пирамиде
Удивительное кощунство: католическая церковь на индейской пирамиде

Интересно, что в Митле существовала даже дренажная система, выводившая нечистоты за пределы поселения. Любопытна технология строительства, характерная для города: индейцы насыщали глину мелкими камнями; получившаяся при застывании смесь держалась крепко. Митла подверглась серьезнейшим разрушениям, что изуродовало великолепный облик Города мертвых. Но сделали это не дикари миштеки, а вполне цивилизованные испанцы.

Заключение

Удивительно, насколько близки современные сапотеки некогда величавому народу, прямыми потомками которого и являются некоторые современные жители Мексики, существующие преимущественно на своей исторической территории (штат Оахака). Эти индейцы по-прежнему занимаются рыболовством, животноводством, земледелием и некоторыми простыми ремеслами. Многие из них до сих пор общаются на сапотекском языке и используют сапотекскую письменность. Они больше не строят неприступных городов, не сооружают пирамид, полей для игры в мяч, не изготавливают драгоценных украшений — им это уже не нужно. Словно бы и не было пятисотлетней истории, значительную часть которой коренные племена Мезоамерики находились под гнетом.

Однако создается впечатление, что сапотеки ровным счетом ничему не научились за это время, не просто остановившись в развитии, а, как будто еще опустившись на ступеньку вниз — совсем близко к земле. Не это ли наше будущее? Возможно, вскоре у всего человечества замедлится ход развития, потом остановится и пойдет вспять. И не это ли ответ на извечный вопрос о смысле бытия…




Поделиться ссылкой