Джордано Бруно: философия Вселенной

Филиппо (такое имя дали мальчику при крещении) родился в 1548 г. в городке Нола близ Неаполя, в семье небогатого дворянина, служившего в армии. В 15 лет Бруно поступил в доминиканский монастырь и принял при постриге новое имя — Джордано.

Джордано Бруно
Джордано Бруно

В монастыре молодой монах получил хорошее образование и был вызван в Рим, где юношу представили папе Пию V. Обвиненный впоследствии в ереси, 28-летний Джордано бежал в Женеву и затем скитался по Европе. В 1584 г. в Лондоне он издал на итальянском языке прославивший его имя в веках труд «О бесконечности, Вселенной и мирах». Джордано Бруно решительно высказался в защиту учения Коперника, что само по себе было дерзостью, но не остановился на этом. Он утверждал: думать, что Вселенная ограничена, замкнута — значит оскорблять всемогущество Бога-Творца, который мог и должен был сотворить бесконечность; считал, что у Вселенной нет и не может быть единого центра.

Миры — планеты и солнца — находятся в вечном изменении и развитии, рождаются и умирают. Меняется и поверхность Земли — за большие промежутки времени «моря превращаются в континенты, а континенты — в моря». Наконец, жизнь есть не только на Земле, она распространена во Вселенной, формы ее бесконечно разнообразны, так же многообразны условия на разных планетах. Жизнь во Вселенной неизбежно порождает и разум, причем разумные существа других планет совсем не должны походить на людей — ведь Вселенная бесконечна и в ней есть место для всех форм бытия. Тогда эти идеи казались фантастическими, ослепляющими, безумно смелыми. Они рушили всю привычную картину мира.

Суд инквизиции над Джордано Бруно. Бронзовый барельеф на площади Цветов в Риме
Суд инквизиции над Джордано Бруно. Бронзовый барельеф на площади Цветов в Риме

В 1592 г. Джордано вернулся на родину. Он остановился в Венеции у знатного горожанина Джованни Мочениго, просившего Бруно обучить его наукам. Мочениго верил, что его ученый гость может превращать камни в золото, и, когда тот не стал обучать его «тайному знанию», раздосадованный, выдал его инквизиции. Узнав об аресте Бруно, римский папа Клемент VIII потребовал у независимой Венецианской республики его выдачи. Вот какую характеристику дали узнику судебные власти Венеции: «Он совершил тягчайшие преступления в том, что касается ереси, но это один из самых выдающихся и редчайших гениев, каких только можно себе представить, и обладает необычайными познаниями, и создал замечательное учение». Тем не менее, в 1593 г. Бруно выдали римским церковным властям.

Оставшиеся годы жизни Джордано Бруно провел в тюрьме инквизиции, где от него требовали отречься от «еретического» учения. На следствии он держался с редким мужеством и достоинством, открыто отстаивая свои взгляды. Смертный приговор ученому был вынесен 8 февраля 1600 г. 17 февраля Джордано Бруно по обычаю инквизиции был заживо сожжен на костре в Риме на площади Цветов.

Коперник, как и все астрономы до него, думал, что космос замкнут «сферой неподвижных звезд». Бруно же выдвинул головокружительную идею: звезды — это другие солнца, отнесенные от нас на огромное и при этом разное расстояние. В небе — бесчисленные звезды, созвездия, солнца и земли, чувственно воспринимаемые; разумом мы заключаем о бесконечном количестве других миров. Следовательно, кроме видимых небесных светил есть еще много космических объектов, неизвестных нам. Вокруг других звезд-солнц тоже вращаются планетные системы, подобные нашей. Планеты в отличие от звезд светят не своим, а отраженным светом. Солнце, как и планеты, вращается вокруг оси — всеобщее движение есть закон Вселенной. В Солнечной системе помимо шести известных тогда есть еще планеты, не видимые глазу в силу их удаленности от нас.

Страницы из философского диалога Бруно «Пир на пепле» (La Cena de le ceneri). Во вступительном слове автор дает свою трактовку учения Коперника. Лондон. 1584 г.
Страницы из философского диалога Бруно «Пир на пепле» (La Cena de le ceneri). Во вступительном слове автор дает свою трактовку учения Коперника. Лондон. 1584 г.

Звездное небо Джордано Бруно

Джордано Бруно в духе своего времени пытался заменить на небесной сфере античных мифологических героев христианскими добродетелями. В своей аллегорической поэме «Изгнание торжествующего зверя», написанной в Лондоне в 1582–1584 гг., он приписывает мифологическим персонажам и животным, «поселившимся» на небосклоне, ряд пороков и предлагает заменить их и «христианизировать» звездное небо.

Звездный атлас Юлиуса Шиллера «Христианское звездное небо»
Звездный атлас Юлиуса Шиллера «Христианское звездное небо» (Coelum Stellatum Christianum). Созвездия и небесные тела получили христианские названия и воплощения — в созвучии с идеей Бруно. 1627 г.

Джордано Бруно хорошо знал взаимное расположение созвездий, прекрасно владел мифологией и предположительно разбирался в астрологии, о чем свидетельствует озвученное им соответствие созвездий и пороков. Например, созвездие Малый Пес было олицетворением Подлизывания, Лести и Рабского послушания, которые требовали замены на Кротость, Домовитость, Ласковость, Любвеобилие на поле Благодарности и Верности. В Андромеде Бруно видел Упорство, Злобу и глупое Убеждение в поле сугубого Невежества, что было необходимо исправить на Добродушие, Надежду, Ожидание на поле Доброй Дисциплины. Созвездие Кит, якобы символ Бури, Вихря, Хлопот и Беспокойства, предлагалось очистить до состояния Спокойствия духа на поле Мира и Отдыха.




Поделиться ссылкой