Как мы думаем? Как работает мозг?

«У каждого человека под шляпой — свой театр, где развертываются драмы, часто более сложные, чем те, что даются в театрах.»
Т. Карлейль

Человек летал на Луну, погружался на дно океана, придумал мощнейшие компьютеры, победил болезни, веками уничтожавшие целые народы, создал шедевры живописи и музыки, но до сих пор не знает ответа на вопрос: как работает его мозг?

Из чего построен мозг?

Мозг занимает всего 2% от массы нашего тела. Но эти крошечные проценты состоят примерно из 86 миллиардов нервных клеток, нейронов. Для сравнения скажем, что 100 миллиардов секунд — это три тысячи лет!

Головной мозг
Головной мозг

На эти 2% приходится 15% работы сердца, они забирают 25% всего поступающего в организм кислорода, мозг — самый сложный и загадочный орган человеческого тела.

Миллионы и миллиарды нейронов соединены в сложную сеть, пронизывающую все тело. Через синапсы, точки, где нервные клетки контактируют друг с другом, передаются нервные импульсы, от которых зависит буквально все: что мы видим, что слышим, что обоняем или чувствуем. По нейронам, как по проводам, импульсы передаются в «центр управления» — головной мозг.

Но, в сущности, дальше начинаются загадки. Пока мы знаем только то, что все процессы познания, мышления, запоминания, восприятия, речи и поведения — это совокупность электрических и химических явлений в мозге. Это всего лишь кирпичик, положенный в основании огромного здания...

человек думает
Утверждение, что человек использует только 10% своего мозга, — миф. Исследования показали, что даже при выполнении простого задания необходима активизация почти всех отделов мозга

Головной мозг (лат. cerebrum) — орган центральной нервной системы, ее головной конец. У человека он надежно защищен прочными костями черепа.

Два полушария. Мозг и речь

Наверняка вы наслышаны, что полушария нашего мозга отвечают за разные функции.

Это правда. Левое полушарие ответственно за логические построения, математические вычисления, речь. Правое полушарие способно распознать только самые простые слова, называющие конкретные предметы, например «ложка» или «морковь». Что такое «кивнуть» — оно не понимает. Зато правое полушарие отвечает за пространственное и структурное восприятие. Геометрические рисунки, перспектива, цвета и чертежи, распознавание лиц и эмоциональных сигналов — это его прерогатива.

Не надо думать, что полушария автономны, напротив: нормальное функционирование мозга возможно только при совместной работе обоих полушарий.

Мозг можно тренировать
Мозг можно тренировать, как любые мышцы: не ленитесь узнавать новое!

Речь — это то, что отличает нас от животных, важнейший инструмент понимания и взаимодействия, да что там, самого развития личности! Вспомните детей-маугли, выращенных животными, так и не научившихся говорить.

В 1861 году французский врач Поль Брока обнаружил, что повреждение лобной доли левого полушария ведет к потере речи. Эта область была названа зоной Брока. Многолетние наблюдения подтвердили вывод француза: доказано, что если при инсульте повреждается левая половина мозга, вероятность того, что у больного нарушится речь, будет в разы выше, чем при поражении правого полушария. Самое известное нарушение речи — афазия.

«Я понятия не имею, какой у меня IQ. Те, кого интересует их IQ, — просто неудачники» (С. Хокинг)

Заложено ли поведение в генах. Память

Из школьного курса биологии нам всем известно, что физические характеристики (рост, цвет глаз и т. п.) часто являются наследственными. А передаются ли по наследству умственные способности, стрессоустойчивость или темперамент?

В 1998 году ученым Лондонского института психиатрии удалось выделить ген, влияющий на интеллект. Окончательные выводы еще впереди, но есть основания полагать, что от родителей вполне можно унаследовать даже характер.

Невозможно переоценить значение памяти. Она связывает воедино тысячи фрагментов нашей жизни. Так как мы ею пользуемся?

Утром в выходной вы идете за хлебом и встречаете соседку тетю Машу с маленьким мальчиком. «Это мой племянник Костя»,— говорит она. Позже вы видите мальчика во дворе и думаете: «Его зовут Костя, он — племянник Маши». Это три стадии памяти в действии: кодирование, хранение, воспроизведение.

Забывчивость
Мы живем в мире, полном самой разной информации, важной и не очень. Не ругайте себя за забывчивость — наша «оперативная» память, к сожалению, не может одновременно удержать больше 5–7 информационных блоков

Ясно, что человек помнит не все. Какой номерной знак автобуса, на котором вы ехали неделю назад с работы? Вы видели его, а значит, запомнили. Но хранилась эта информация очень недолго, так как была для вас несущественна. Зато пожилой химик отлично помнит и таблицу Менделеева, и реактивы, необходимые для опыта, даже если эти знания были получены им в ранней юности.

Кратковременная память позволяет нам не захлебнуться в море информации, а долговременная — не утратить необходимых знаний и навыков.

При тестировании памяти пятилетний ребенок нередко показывает лучшие результаты, чем большинство взрослых. Ученые объясняют это просто: мозг взрослого постоянно загружен информацией и новую воспринимает с трудом. Мозг же ребенка — как губка, впитывает все очень быстро.

«Кто не исследует движение своих мыслей, не может быть счастлив» (Марк Аврелий)



Поделиться ссылкой