Коротко о планете Уран

Седьмая по удаленности от Солнца, третья по величине и четвертая по массе в Солнечной системе — планета Уран. Уран тяжелее Земли в 14,5 раза, однако, он самая легкая из планет-гигантов Солнечной системы.

уран
Как и у других газовых гигантов Солнечной системы, у Урана есть система колец (правда, далекая от великолепия Сатурна)

В отличие от Сатурна и Юпитера, состоящих в основном из водорода и гелия, на Уране отсутствует металлический водород, но зато много льда. Поэтому Уран имеет настолько низкую плотность, что не утонул бы в воде, если бы существовал бассейн, вмещающий этого гиганта.

Внутреннее строение Урана

Водородно-гелиевая атмосфера занимает 20% радиуса Урана. Большую часть планеты (60% от общего радиуса) составляет мантия из различных льдов — водного, аммиачного и метанового. Каменное ядро сравнительно небольшое, с массой приблизительно от 0,55 до 3,7 земной массы и с радиусом в 20% от радиуса планеты.

Внутреннее строение Урана
На Уране минимум облачных полос, завихрений ветра и атмосферных штормов. Там столетиями дуют постоянные ветры. Скорость их доходит до 900 км/ч — такие ветры смели бы все живое с лица земли.

Кто такой Уран?

С древнегреческого языка слово «уранос» переводится как «небо». Планета названа в честь бога неба Урана, отца бога Кроноса (он же древнеримский Сатурн), богини Афродиты (древнеримская Венера), а также Япета, Дионы, Реи, Тефии и Фебы. Уран — дед Зевса (древнеримский Юпитер), Посейдона (древнеримский Нептун). В общем, Уран — этакий космический «патриарх».

Бог Уран

Открытие первой планеты современной эпохи

Уран стал первой планетой, обнаруженной в современную эпоху. Большинство планет Солнечной системы были известны в древности, некоторые наблюдались еще античными греками 3000— 2500 лет назад. Уран стал первой планетой, обнаруженной после изобретения телескопа. В 1690 г. английский астроном Джон Флемстид впервые наблюдал Уран в телескоп, однако принял его за далекую звезду. И только почти через столетие, в 1781 г., английский астроном Уильям Гершель доказал, что это планета Солнечной системы.

Уильям Гершель (1738—1822) — английский астроном немецкого происхождения

Спутники Урана

На 2018 г. известно о 27 естественных спутниках Урана. Все они делятся на три группы. На средних орбитах вращаются 5 крупнейших лун Урана: Миранда, Ариэль, Умбриэль, Титания и Оберон. Все они имеют правильную шарообразную форму. Ближе к Урану, в некоторых случаях даже внутри его колец, вращаются 13 лун, называемых внутренними спутниками. Это небольшие бесформенные ледяные глыбы.

Неправильную форму имеют и девять нерегулярных спутников, вращающихся за орбитой Оберона. Большинство спутников Урана называются в честь персонажей из пьес английского поэта Уильяма Шекспира. В частности, Титания — царица фей и эльфов из пьесы «Сон в летнюю ночь». Крупнейшая луна планеты Уран — Титания. Это восьмой по размеру спутник Солнечной системы. Титания состоит из примерно равного количества камня и льда.

Особенность Урана в том, что все его спутники совсем небольшие. Если бы вы могли сложить все их вместе, то они составили бы менее трети массы Ганимеда, спутника Юпитера и самой большой луны Солнечной системы. Для наглядности на картинке представлены крупнейшие спутники Юпитера (вверху) и Урана (внизу).

крупнейшие спутники Юпитера (вверху) и Урана (внизу