Покорение Луны

«Штурм» Луны начался вскоре после запуска первого искусственного спутника Земли. Уже в 1959 г. в сторону спутника нашей планеты стартовала советская автоматическая станция «Луна-1». Это был первый аппарат, который, развив вторую космическую скорость, преодолел силы земного притяжения и вырвался на просторы космоса. Пройдя на расстоянии 6000 км от Луны, станция окончательно избавилась от воздействия земного тяготения и, будучи захваченная Солнцем, вышла на его орбиту. Таким образом, «Луна-1» стала первым искусственным спутником Солнечной системы.

Обратная сторона Луны

В 1959 г. аппарат «Луна-3», облетев по очень вытянутой орбите вокруг Земли и Луны, сфотографировал ее обратную сторону. Так люди впервые увидели «спину» спутника своей планеты. Дело в том, что период обращения Луны вокруг Земли по времени совпадает с ее одним оборотом вокруг собственной оси. Из-за этого Луна всегда повернута к Земле одной и той же стороной своей поверхности и ни одному астроному не удалось увидеть ее обратную сторону. Лишь благодаря космическим полетам человек смог увидеть всю поверхность спутника.

аппарат Луна-3

Первые снимки лунного пейзажа

В 1966 г. станция «Луна-9» не только достигла поверхности спутника, но и совершила первую мягкую посадку. В результате этого эксперимента было доказано, что поверхностный покров Луны достаточно прочен, чтобы выдержать нагрузку, возникающую при опускании космического аппарата.

на Луне

Установленная в верхней части посадочного аппарата телевизионная камера начала круговую съемку лунного пейзажа. Изображение передавалось на Землю и уже на следующий день заняло первые страницы всех газет мира.

Пробы грунта

В сентябре 1970 г. советская автоматическая станция «Луна-16» совершила мягкую посадку на спутник и взяла пробу грунта. Проведя на поверхности Луны целые сутки, возвращаемый аппарат «Луна-16» доставил на Землю 100 г лунного грунта.

советская автоматическая станция Луна-16

Первый луноход

17 ноября 1970 г. советская автоматическая станция «Луна-17» доставила на лунную поверхность аппарат, получивший название «Луноход-1».

Масса первого лунохода составляла 756 кг, длина—4,42м, ширина —2,15 м, высота — 1,92 м. Корпус был сделан из магниевых сплавов. Невысокие, хрупкие с виду колеса несли на себе большой тяжелый контейнер с приборами. Но ведь на Луне все весит в шесть раз меньше, чем на Земле.

Луноход-1

На внутренней стороне крышки приборного отсека были размещены элементы солнечных батарей, вырабатывающих электроэнергию для движения «Лунохода» и работы его приборов. «Глазами» передвижной автоматической станции являлись телекамеры. Фиксируя каждый сантиметр лунной поверхности, они передавали изображение экипажу управления «Луноходом».

За первый лунный день, длившийся с 17 по 24 ноября 1970 г., «Луноходу-1» удалось пройти всего 197 м. Рекорд по длительности лунной поездки пришелся на 5-й лунный день (с 7 по 20 марта 1971 г.), когда было пройдено 2004 м.

Американцы устремляются к Луне

В то время, как в Советском Союзе решили расширить свои знания о Луне за счет информации, полученной от автоматических станций, американцы пошли по другому пути и решили отправить на Луну человека. В 1967 г. они приступили к реализации космической программы, получившей название «Аполлон».

Космический корабль Аполлон

Космический корабль «Аполлон» состоял из трехосновных модулей. Модуль управления был рассчитан на трех астронавтов. В нем жили члены экипажа, хранилось различное научное оборудование и запасы.

Лунный модуль

Третьей частью «Аполлона» был лунный модуль. Он предназначался для доставки двух астронавтов на поверхность Луны. Во время пребывания экспедиции на спутнике он служил своеобразным домом для астронавтов. Для выхода астронавтов на поверхность Луны модуль имел герметический люк и спускающуюся платформу в виде лестницы.

Лунный модуль

Технический модуль

К модулю управления космического корабля «Аполлон» был прикреплен технический модуль, в котором находились основной двигатель, энергетическая установка и системы жизнеобеспечения экипажа. При возвращении с Луны модуль управления с астронавтами внутри отсоединялся от технического модуля и самостоятельно возвращался на Землю.

Переход на окололунную орбиту

При подлете к Луне модули управления и технический осуществляли стыковку с лунным модулем. Приблизившись к спутнику на заданное расстояние, «Аполлон» уменьшал скорость и переходил на окололунную орбиту. Лунный модуль с двумя астронавтами на борту отделялся от корабля и совершал мягкую посадку на поверхность Луны, используя специальные тормозные ракеты. Модули управления и технический с одним астронавтом на борту продолжали оставаться на орбите Луны.

Благополучное приводнение

После выполнения экипажем лунной программы модуль взлетал и состыковывался с модулем управления, куда через специальный люк переходили астронавты. Затем лунный модуль отсоединялся от корабля и падал на поверхность Луны.

приводнение

При помощи главного двигателя технического модуля корабль направлялся к Земле. Когда «Аполлон» приближался к земной орбите, модуль управления отсоединялся от технического, который сгорал при вхождении в атмосферу планеты. Модуль управления, защищенный от повышенных температур специальной оболочкой, на парашютах благополучно приводнялся в океан.

Самая мощная ракета

Для запуска космических кораблей серии «Аполлон» была специально создана ракета-носитель «Сатурн-V». Она стала одной из самых мощных ракет, когда-либо построенных в мире, и была способна доставить 139 т полезного груза на орбиту высотой 185 км, а при выводе на траекторию полета к Луне — до 50 т.

Сатурн-V

Огромный скачок для человечества

Честь совершить первую в истории человечества прогулку по Луне выпала экипажу «Аполлон-1 1», в составе Нила Армстронга, Эдвина Олдрина и Майкла Коллинза. Старт космического корабля состоялся 16 июля 1969 г. Через 4 дня была произведена первая посадка пилотируемого корабля с астронавтами на борту на Луну. Первым на поверхность спутника нашей планеты ступил астронавт Армстронг и произнес: «Один небольшой шаг для человека, и какой огромный скачок для всего Человечества».

Нил Армстронг, Эдвин Олдрин и Майкл Коллинз

Первая прогулка по Луне продолжалась 2 ч 31 мин. За это время астронавты успели установить на поверхности американский флаг, научную аппаратуру и собрать 22 кг образцов лунного грунта. Общее время пребывания на поверхности Луны составило более 21 ч. Коллинз оставался на окололунной орбите в модуле управления и совершил за 59 ч 30 витков.

выход на Луну

Лунный электромобиль

С июля 1969 по декабрь 1972 г. в США было осуществлено 6 успешных экспедиций на Луну. На поверхности спутника побывало 12 астронавтов. Общее время, проведенное на Луне, равно 12,5 суток.

на Луне

Астронавты Янг, Сернан и Ловелл летали к Луне по два раза. Последний, имя которого, кстати, носит один из лунных кратеров, за два полета к Луне так ни разу и не высадился на ее поверхность.

В трех заключительных экспедициях на Луну («Аполлон-15, -16,-17») для перемещения по поверхности американские астронавты использовали электрический автомобиль. Он был сконструирован специально для поездок в условиях лунного бездорожья. Электромобиль существенно увеличил возможности полевых обследований поверхности вокруг места прилунения, так как его конструкция позволяла перевозить одновременно сразу двух астронавтов.

Завершение лунной гонки

После возвращения экспедиции «Аполлон-17» (декабрь 1972 г.) пилотируемые полеты к Луне закончились, и американские ученые переключились на разработку долговременной околоземной орбитальной станции «Скайлэб».

на Луне

В Советском Союзе в январе 1973 г. осуществили еще один запуск к Луне автоматической станции «Луна-21», доставившей «Луноход-2», и тоже переключились на орбитальные программы Лунная гонка завершилась, и победила в ней мировая наука.




Поделиться ссылкой