Даты в биологии

3500 г. до н. э. В египетском городе Нехене появляется первая коллекция диких животных, или зверинец.

1500–1200 гг. до н. э. Индийский священный текст «Атхарваведа» описывает болезни и предлагает лечение ритуалами.

Ок. 1000 г. до н. э. Месопотамский текст предлагает заклинания в качестве средства от болезней.

Ок. 770 г. до н. э. В Китае в период Ста школ школа Инь ян цзя учит, что все физические феномены, в том числе функции тела, зависят от взаимодействия природных сил, или элементов.

Ок. 550 г. до н. э. Древнегреческий мыслитель Анаксимандр предположил, что все живое зародилось в море, а когда воды стало меньше, было вынуждено адаптироваться к выживанию на суше.

Ок. 500 г. до н. э. Ксенофан Колофонский предположил, что жизнь на Земле время от времени обречена переживать катастрофы: живое уничтожается бедствием, а затем восстанавливается.

Ок. 450 г. до н. э. Представители даосизма в Китае рассуждают об эволюции и предполагают, что виды варьируют из-за своей среды.

Ок. 300 г. до н. э. Ученик Аристотеля Теофраст становится основоположником ботаники, науки о растениях.

Ок. 300 г. до н. э. Древнегреческий философ Анаксагор предположил, что жизнь прибыла на Землю из космоса на метеоритах и кометах. Сегодня теорию называют панспермией.

Ок. 300 г. до н. э. Многие древние мыслители, в их числе и врач Гиппократ, убеждены, что зародыш человека и других животных содержится в половых клетках, а затем просто вырастает. Теория, известная как преформизм, была популярна до XIX в.

Гиппократ

Ок. 100 г. до н. э. Старейший китайский медицинский сборник «Внутренний канон желтого владыки» описывает патологии человеческого тела, его устройство и методы врачевания.

Ок. 50 г. Римский писатель Плиний Старший публикует «Естественную историю», одну из первых книг о живом и неживом.

Ок. 50 г. Древнеримский философ Лукреций предположил, что жизнь основана на взаимодействии невидимых субстанций — духа, разума и животворной силы.

1025 г. Персидский врач Авиценна, также известный как Ибн Сина, публикует «Канон врачебной науки», главную работу по анатомии животных до эпохи Возрождения.

1070 г. Китайский ученый Су Сун описывает среды, в которых могут выжить животные.

XIII в. Несколько писателей создают бестиарии, или каталоги животных. В большинстве из них настоящие животные описаны вместе с мифическими.

1256 г. Альберт Великий публикует труд «О растениях». Начинается долгий период каталогизации лечебных растений.

1450 г. Сирийский врач Ибн ан-Нафис пишет об анатомии человека и приводит первые заметки о системе циркуляции жидкостей в теле.

1499 г. Леонардо да Винчи начинает делать анатомические наброски, в том числе черепа и мозга человека.

1550-е гг. Пьер Белон обнаруживает, что многие млекопитающие сходны по анатомическому строению, особенно скелета, и что многие схожие кости адаптированы для разных целей.

1551 г. Конраду Геснеру приписывают основание зоологии как науки.

1580 г. Ян Баптиста ван Гельмонт предположил, что растения превращают воду в ткани тела, чем и обусловлен их рост.

1628 г. Уильям Гарвей обнаруживает два круга кровообращения в сердце млекопитающих.

Уильям Гарвей

1630 г. Санторио Санторио доказывает, что тело использует пищу. Для этого он взвешивает свою еду и фекалии каждый день в течение 30 лет.

1654 г. Джеймс Ашшер, ирландский епископ, по Библии вычисляет, что Земля была создана в 4004 г. до н. э. 1663 г. Роберт Гук вводит слово «клетка», увидев под микроскопом крошечные частицы в тканях растения.

1666 г. Нильс Стенсен становится основателем палеонтологии, науки об окаменелостях.

1674 г. Антони ван Левенгук увидел крошечных живых существ в микроскоп и назвал их «зверьками». Это первые наблюдения в микробиологии.

1682 г. Неемия Грю подробно описывает строение растений и их функции в книге «Анатомия растений».

1702 г. Антони ван Левенгук описывает сувоек — первых известных инфузорий. Инфузории — это одноклеточные простейшие, покрытые волосками — ресничками.

1729 г. Пьер Антонио Микели, профессор ботаники, выясняет, что грибы и растения имеют ряд существенных различий и их следует отнести к разным группам.

1735 г. Карл Линней публикует «Систему природы» — способ классификации всех живых существ.

Карл Линней

1748 г. Жан-Антуан Нолле открывает осмос — процесс в клетках, контролирующий поступление и отток воды.

1750 г. В Лондоне открыты Королевские ботанические сады Кью, что отражает интерес к изучению растений.

1772 г. Антуан Лавуазье показывает, что люди — и вообще все живое — вдыхают кислород и выдыхают углекислый газ. То есть тело высвобождает энергию, окисляя пищу в процессе дыхания.

1774 г. Жорж-Луи Леклерк, граф де Бюффон замеряет время, необходимое для охлаждения раскаленного железного шара, и затем соотносит это время с размерами Земли. Так он получает возраст планеты — не менее 75 000 лет.

1779 г. Ян Ингенхауз показывает, что фотосинтез — это процесс, обратный дыханию, подразумевающий поглощение углекислого газа и выделение кислорода.

1790 г. Луиджи Гальвани открывает животное электричество, которое сохраняется и после смерти организма.

1794 г. Эразм Дарвин, дед Чарльза Дарвина, публикует книгу «Зоономия, или Законы органической жизни», где предполагает, что эволюция живого началась задолго до зарождения человеческой цивилизации.

1796 г. Жорж Кювье исследует ископаемые скелеты и заключает, что существовали виды древних животных, отличные от современных, и они вымерли.

1809 г. Жан-Батист Ламарк предлагает теорию эволюции, согласно которой животные изменяются, наследуя признаки, приобретенные за время жизни их родителями.

Жан-Батист Ламарк

1822 г. Гидеон Мантелл находит первые останки динозавра в Англии.

1828 г. Фридрих Вёлер обнаруживает, что химические вещества, присутствующие в живых организмах, можно получить в лаборатории. Это означает, что метаболизм есть набор простых химических реакций.

1833 г. Ансельм Пайен открывает диастазу — первый известный фермент.

1839 г. Теодор Шванн и Маттиас Шлейден выдвинули клеточную теорию, объясняющую, что все живое состоит из клеток.

1839 г. Ян Евангелиста Пуркинье описывает ткани в сердце, задействованные в его сокращении.

1841 г. Рудольф Альберт фон Кёлликер описывает сперматозоиды и постулирует, что они также имеют клеточное строение.

1859 г. Чарлз Дарвин публикует труд «О происхождении видов», где выдвигает теорию эволюции путем естественного отбора.

Чарлз Дарвин

1866 г. Грегор Мендель описал законы наследования и заложил основы генетики.

1869 г. Фридрих Мишер открывает ДНК в гное.

1872 г. Национальный парк Йеллоустоун в США становится первым национальным заповедником, созданным для охраны дикой природы.

1878 г. Луи Пастер доказывает, что целый ряд заболеваний вызывают микроорганизмы.

1886 г. Мартин Бейеринк выясняет, что бактерии получают азот из воздуха и переносят в почву. Это первый шаг к пониманию азотного цикла.

1888 г. Теодор Бовери показывает, что в процессе наследования задействованы хромосомы.

1890 г. Рихард Альтман открывает митохондрию — органеллу, которая обеспечивает клетки живых организмов энергией.

1892 г. Дмитрий Ивановский открывает вирус.

1893 г. Теодор Эймер предлагает теорию ортогенеза: он постулировал, что эволюция происходит согласно внутреннему плану.

1898 г. Генри Чандлер Коулз описывает процесс сукцессии, когда растения и другие формы жизни занимают пустующее пространство.

1905 г. Уильям Бэтсон вводит термин «генетика».

1906 г. Сантьяго Рамон-и-Кахаль открывает структуру нервной клетки, а также описывает синаптическую щель между такими клетками.

1907 г. Иван Павлов исследует обучаемость у собак.

Иван Павлов

1920 г. Фредерик Клементс делит земной шар на биомы — зоны со схожим климатом. Каждая такая зона диктует свои условия выживания населяющим ее видам.

1924 г. Открыта структура мембраны клетки.

1924 г. Чарлз Элтон и Алистер Харди предлагают концепцию пищевых цепочек, объясняющую работу экосистем.

1929 г. Уолтер Брэдфорд Кеннон вводит термин «гомеостаз» для описания самоограничивающих процессов в живом организме.

1937 г. Ганс Кребс описывает лимоннокислый цикл — химический процесс, с помощью которого клетка получает энергию из сахаров при дыхании.

1952 г. Описан потенциал действия, который посылает по нерву электрический сигнал.

1952 г. Фрэнсис Крик и Джеймс Уотсон определяют, что структура ДНК представлена двойной спиралью.

Фрэнсис Крик и Джеймс Уотсон
Фрэнсис Крик и Джеймс Уотсон

1958 г. Сформулирована центральная догма молекулярной биологии — правило передачи генетической информации от нуклеиновых кислот к белку, но не наоборот.

1966 г. Вилли Хенниг закладывает основы кладистики, которая классифицирует живые организмы в соответствии с их генетическим родством.

1967 г. Линн Маргулис предлагает теорию эндосимбиоза, согласно которой клетки сложных организмов, таких как растения и животные, произошли от более простых клеток бактерий, объединившихся вместе.

1974 г. Рудольф Йениш становится основоположником генной инженерии.

1982 г. Луис Уолтер Альварес предположил, что массовое вымирание, уничтожившее динозавров, было вызвано столкновением с огромным астероидом.

1990 г. Карл Вёзе реорганизует классификацию живых существ и выделяет три домена: бактерии, археи и эукариоты; последние включают все сложные организмы.

1996 г. Овечка Долли — первое клонированное млекопитающее.

2001 г. Проект «Геном человека» полностью расшифровывает генетическую информацию, хранящуюся в ДНК человека.

2006 г. С помощью ДНК, собранной в лаборатории, получены первые бактерии с синтетическим геномом.

2008 г. Эпигенетика выходит на первый план, когда ученым удается доказать, что химические изменения в структуре хромосом могут быть унаследованы по меньшей мере двумя поколениями.

2018 г. Отложен запуск космического телескопа им. Джеймса Уэбба, достаточно мощного для изучения атмосфер экзопланет в удаленных планетных системах; рассчитывают, что эта инфракрасная обсерватория заменит телескоп «Хаббл».