Аллюзии Микеланджело

Леонардо да Винчи был не единственным художником эпохи возрождения, который проявлял большой интерес к анатомии мозга. Микеланджело также испытывал тайное влечение к занятиям анатомией, ключи к своим глубочайшим познаниям в этой области он оставил нам в самом знаменитом своем творении — фресках на плафоне Сикстинской капеллы в Ватикане.

Адам Микеланджело
Микеланджело, возможно, указывает что Адам — создание заключенного в мозге разума

Созданию фресок на плафоне Сикстинской капеллы в Ватикане Микеланджело посвятил четыре года. Эти фрески содержат многочисленные образцы шедевров ренессансного искусства. Микеланджело сполна использовал время, отведенное на создание фресок капеллы, в рисунках нет ни малейшей ошибки, по крайней мере, неслучайной. Сам художник появляется на фресках дважды: сначала на каком-то фрагменте содранной кожи, а затем в образе отрезанной головы.

Некоторые трактуют этот факт как свидетельство отсутствия у Микеланджело симпатии к семье Медичи, заказавшей ему эту работу. Самая знаменитая сцена на фресках — сцена создания Адама, где Бог и первый человек на Земле касаются пальцами. Бог и толпа ангелов окутаны разлетающейся красной мантией, напоминающей человеческий мозг в разрезе. На месте, где должна быть позвоночная артерия, развевается зеленый шарф, рука херувима заменяет зрительный нерв, его большая нога находится там, где в мозге располагается гипофиз.

Ноги ангелов образуют позвоночный столб. Микеланджело не оставил объяснения своей композиции, однако специалисты полагают, что таким образом художник выразил свое несогласие с христианской верой в то, что телом человека управляет сердце. Напротив, художник скорее полагал, что первоначальным подарком человеку от Бога был интеллект, содержащийся в его мозге.




Поделиться ссылкой