Палеонтология

Палеонтология изучает историю жизни на Земле. Она основывается на исследовании окаменелостей — останков когда-то живших существ, которые превратились в минералы или отпечатались в камне.

В попытках объяснить существование окаменелостей выдвигались разные предположения. По одной из теорий, восходящей к наследию Аристотеля, окаменелости формировались и росли в Земле благодаря «формирующей силе», которая создавала камни, похожие на живые существа. Леонардо да Винчи отмахнулся от подобной теории и заявил, что «такое мнение может исходить только от ума не слишком разумного». В качестве разгадки того феномена, что морские раковины находят в горах, он предложил гипотезу о том, что ракушки были покрыты землей еще до того, как оказались наверху, и что там, где сейчас суша, когда-то был океан. Да Винчи не публиковал свои мысли, а заносил их в личные дневники в начале XVI в.

Только 150 лет спустя его взгляды независимо друг от друга пересмотрели Стено и Роберт Гук. Последний изучал окаменелости и геологию. Он стал первым человеком, поместившим окаменелости под микроскоп. Гук обнаружил сходство в строении ископаемых дерева и ракушек и живого дерева и раковин живых моллюсков. Ученый думал, что органический материал можно превратить в камень, погрузив в воду, насыщенную растворенными в ней минералами. Гук продолжил сравнивать ископаемые и живые организмы, заключив, что многие окаменелости представляют собой создания, которых больше не существует на Земле. Это был очень спорный взгляд в то время, так как идея вымирания противоречила религиозным верованиям.

ОТКРЫТИЯ СТЕНО

В 1666 г. датский анатом Нильс Стенсен, известный также как Николас Стено, взялся за вскрытие акулы. Его сразу поразило сходство ее зубов с треугольными камешками, которые называли «каменными языками». Стено заявил, что «каменные языки» на самом деле являются зубами когда-то живших акул, и утверждал, что первоначальные ткани акулы со временем заменили минералы. Стено предположил, что окаменелости — это срезы жизни различных периодов в истории Земли.

Работа Стено, посвященная ископаемым зубам акулы, положила начало палеонтологии.