Педагогический этикет — это набор приемов, благодаря которым учитель добивается взаимопонимания со своими учениками, поддерживает среди них дисциплину, а также обеспечивает порядок на собственном рабочем месте. Роль этикета в учебном процессе очень велика, а его знание можно считать обязательным для любого педагога-профессионала.
Этикет учителя проявляется прежде всего в его внешнем виде и одежде. Костюм педагога должен быть гармоничным и спокойным, его цвет — соответствовать цвету обуви, а ярких украшений лучше избегать. Дополняет образ учителя нарядная и аккуратная прическа. Идя на работу, даже перед сложным днем, педагог должен проявлять вежливость к окружающим и здороваться со знакомыми.
Встречая родителей своих подопечных, учитель должен здороваться с ними, не дожидаясь приветствия — по правилам этикета внимательные и воспитанные люди всегда стараются приветствовать первыми. Чем бы ни были заняты мысли педагога, ему следует отвечать на приветствия учеников, тем самым давая им урок вежливости.
По правилам, принятым в учебных заведениях, входя в учительскую, более молодой преподаватель пропускает тех, кто старше, и помогает открыть дверь тем, у кого заняты руки. Войдя в учительскую, бесспорно надо поприветствовать всех коллег с сразу сказать несколько теплых слов тем, кто отсутствовал по болезни, или заслуживает особого уважения. Но вот фамильярности лучше избегать: ласкательные имена, подслушанные юными учениками, могут сыграть злую шутку с теми, кто их произнес.
С другой стороны, в этом недопустимы резкие замечания — это правило действует для всех, включая директора или завуча. В учительской не принято шептаться, громко смеяться и обсуждать тех, кто отсутствует. Это место, где педагоги не только работают, но и отдыхают, поэтому оно должно быть комфортным для всех, а такие вещи, как громкие разговоры или, тем более, курение, отдыху окружающих точно не способствуют.
По правилам педагогического этикета в учительскую не приглашают учеников на серьезный разговор — такие беседы лучше проводить в другой обстановке. Частые приглашения в учительскую вряд ли окажут должное влияние на юного воспитанника или воспитанницу, зато могут спровоцировать его (ее) на вызывающее поведение, чтобы покрасоваться перед сверстниками.
Звонок — это сигнал учителю о том, что время приступать к работе. От того, как учитель зайдет в класс, во многом зависит весь ход урока — само собой, что делать это нужно стараться спокойно и с достоинством. Ворвавшийся в класс, раскрасневшийся и запыхавшийся педагог выглядит комично; кроме того, опоздание заставляет его сразу же задавать высокий темп урока, что, в свою очередь, раздражает учеников, нервирует самого учителя и явно не способствует хорошему усвоению знаний.
К слову, если педагог, не отличающийся пунктуальностью, требует от учащихся все делать вовремя, он вряд ли добьется успеха, ведь сам не подает пример тем, кого учит. Чтобы такой неловкой ситуации не возникало, в школу желательно приходить на 10– 15 минут раньше, чем начнутся занятия. Это — не лишняя потеря времени, а возможность для учителя сберечь свои нервы, войти в нормальный рабочий ритм, а также собраться и подготовится к уроку.
Войдя в класс через 20-30 секунд после звонка педагогу не следует сразу идти к столу, если в классе чресчур шумно: куда правильнее несколько секунд постоять у двери. Пытаться успокоить учеников, крича или стуча указкой по столу, — неверное решение с точки зрения педагогического этикета. Конечно, такие действия сбивают эмоциональный накал в классе, но это недолго: уже через 2–3 минуты учащиеся продолжат шуметь.
Если педагог впервые входит в класс, он должен вначале познакомиться со своими учениками и показать своим приветствием, что они — его друзья, соратники и единомышленники. Моветоном считаются насмешливый тон или тон, содержащий в себе издевку. Отметки и записи учителю следует делать только сидя — но и сидеть нужно правильно: широко расставленные и торчащие из-под парты ноги делают учительскую фигуру расхлябанной и неряшливой, тем самым ухудшая его имидж в глазах учеников.
Никогда нельзя исключать ситуацию, что учитель и ученики случайно встретятся на киносеансе или спектакле. В этом случае педагогу следует понимать, что учащиеся, как и он, находятся на отдыхе, а значит, не нужно своим присутствием и тоном сковывать их и доставлять им дискомфорт. Во время таких неформальных мероприятий учителю лучше всего избегать расспросов своих подопечных об уроках и других школьных делах. Случайно встретившись с учениками на каком-либо культурном мероприятии, педагогу не стоит слишком бурно выражать свои восторги выступающим артистам — впрочем, как и хранить полное равнодушие. Учащиеся непременно отметят поведение своего учителя — и сделают собственные выводы о его эстетических пристрастиях.
Автор: А.Стейнерт