Педагогический этикет

Педагогический этикет — это набор приемов, благодаря которым учитель добивается взаимопонимания со своими учениками, поддерживает среди них дисциплину, а также обеспечивает порядок на собственном рабочем месте. Роль этикета в учебном процессе очень велика, а его знание можно считать обязательным для любого педагога-профессионала.

педагог

Особенности этикета

Этикет учителя проявляется прежде всего в его внешнем виде и одежде. Костюм педагога должен быть гармоничным и спокойным, его цвет — соответствовать цвету обуви, а ярких украшений лучше избегать. Дополняет образ учителя нарядная и аккуратная прическа. Идя на работу, даже перед сложным днем, педагог должен проявлять вежливость к окружающим и здороваться со знакомыми.

Встречая родителей своих подопечных, учитель должен здороваться с ними, не дожидаясь приветствия — по правилам этикета внимательные и воспитанные люди всегда стараются приветствовать первыми. Чем бы ни были заняты мысли педагога, ему следует отвечать на приветствия учеников, тем самым давая им урок вежливости.

педагог

По правилам, принятым в учебных заведениях, входя в учительскую, более молодой преподаватель пропускает тех, кто старше, и помогает открыть дверь тем, у кого заняты руки. Войдя в учительскую, бесспорно надо поприветствовать всех коллег с сразу сказать несколько теплых слов тем, кто отсутствовал по болезни, или заслуживает особого уважения. Но вот фамильярности лучше избегать: ласкательные имена, подслушанные юными учениками, могут сыграть злую шутку с теми, кто их произнес.

С другой стороны, в этом недопустимы резкие замечания — это правило действует для всех, включая директора или завуча. В учительской не принято шептаться, громко смеяться и обсуждать тех, кто отсутствует. Это место, где педагоги не только работают, но и отдыхают, поэтому оно должно быть комфортным для всех, а такие вещи, как громкие разговоры или, тем более, курение, отдыху окружающих точно не способствуют.

По правилам педагогического этикета в учительскую не приглашают учеников на серьезный разговор — такие беседы лучше проводить в другой обстановке. Частые приглашения в учительскую вряд ли окажут должное влияние на юного воспитанника или воспитанницу, зато могут спровоцировать его (ее) на вызывающее поведение, чтобы покрасоваться перед сверстниками.

педагог
Считается, что настоящий педагог не может быть безразличен к тому, что происходит вокруг него. Если кто-то из учеников хулиганит, учитель обязан сделать им замечание вне зависимости от того, преподает он им или нет. В коридорах школы преподавателю следует следить за чистотой и, если с ней есть проблемы, корректно обращать на этот факт внимание дежурных и учеников, находящихся поблизости.

Звонок — это сигнал учителю о том, что время приступать к работе. От того, как учитель зайдет в класс, во многом зависит весь ход урока — само собой, что делать это нужно стараться спокойно и с достоинством. Ворвавшийся в класс, раскрасневшийся и запыхавшийся педагог выглядит комично; кроме того, опоздание заставляет его сразу же задавать высокий темп урока, что, в свою очередь, раздражает учеников, нервирует самого учителя и явно не способствует хорошему усвоению знаний.

К слову, если педагог, не отличающийся пунктуальностью, требует от учащихся все делать вовремя, он вряд ли добьется успеха, ведь сам не подает пример тем, кого учит. Чтобы такой неловкой ситуации не возникало, в школу желательно приходить на 10– 15 минут раньше, чем начнутся занятия. Это — не лишняя потеря времени, а возможность для учителя сберечь свои нервы, войти в нормальный рабочий ритм, а также собраться и подготовится к уроку.

педагог

Войдя в класс через 20-30 секунд после звонка педагогу не следует сразу идти к столу, если в классе чресчур шумно: куда правильнее несколько секунд постоять у двери. Пытаться успокоить учеников, крича или стуча указкой по столу, — неверное решение с точки зрения педагогического этикета. Конечно, такие действия сбивают эмоциональный накал в классе, но это недолго: уже через 2–3 минуты учащиеся продолжат шуметь.

Если педагог впервые входит в класс, он должен вначале познакомиться со своими учениками и показать своим приветствием, что они — его друзья, соратники и единомышленники. Моветоном считаются насмешливый тон или тон, содержащий в себе издевку. Отметки и записи учителю следует делать только сидя — но и сидеть нужно правильно: широко расставленные и торчащие из-под парты ноги делают учительскую фигуру расхлябанной и неряшливой, тем самым ухудшая его имидж в глазах учеников.

педагог

Никогда нельзя исключать ситуацию, что учитель и ученики случайно встретятся на киносеансе или спектакле. В этом случае педагогу следует понимать, что учащиеся, как и он, находятся на отдыхе, а значит, не нужно своим присутствием и тоном сковывать их и доставлять им дискомфорт. Во время таких неформальных мероприятий учителю лучше всего избегать расспросов своих подопечных об уроках и других школьных делах. Случайно встретившись с учениками на каком-либо культурном мероприятии, педагогу не стоит слишком бурно выражать свои восторги выступающим артистам — впрочем, как и хранить полное равнодушие. Учащиеся непременно отметят поведение своего учителя — и сделают собственные выводы о его эстетических пристрастиях.

Автор: А.Стейнерт




Поделиться ссылкой