«Исследовать — значит видеть то, что видели все, и думать так, как не думал никто.»
А. Сент-Дьердьи
Как любое научное исследование, изучение психологии делится на два этапа: выдвижение теории и ее проверка. Человеческая психика — мир, полный загадок, но к закрытым дверям всегда найдутся ключи.
Ученый строит предположения, исходя из своих наблюдений за естественными процессами, а также изучая научную литературу и теории, выдвинутые и доказанные до него. И как столкновение небесных тел неизбежно рождает взрыв, столкновение двух научных теорий порождает прогресс.
Два слова, легко встающие рядом: наука и эксперимент. Что может изучать психолог при помощи эксперимента? Да практически все! Соберет ли он нескольких детей и создаст для них одну и ту же ситуацию, чтобы понаблюдать поведенческие реакции; предложит ли контрольной группе взрослых пройти курс лечения, давая одному из пациентов плацебо, — все это эксперименты.
Для получения беспристрастных и надежных результатов необходимо иметь возможность создать новые условия, чтобы наблюдать изменение в результатах; проводить опыт неоднократно; включать в эксперимент другие методы (опрос, тестирование и т. д.).
Корреляция (от лат. correlatio — соотношение, взаимосвязь) — это взаимосвязь двух или более случайных величин. Проще говоря, если есть корреляция, то измени одну величину — изменится и другая. Есть ли связь между употреблением сыра моцарелла и получением докторской степени? Смешно, скажете вы, и будете правы. А есть ли она между усталостью человека и количеством ошибок, которые он сделает? Очевидно, что да.
Один из самых ярких примеров этого метода — тесты. Протестируйте абитуриентов с математическими способностями, понаблюдайте за результатами их учебы, когда они станут студентами, и если корреляция будет значительной, то в дальнейшем этот тест послужит хорошим подспорьем для определения кандидатов на интенсивный курс обучения.
Важно не путать корреляцию и причинно-следственные связи. Например, размягченный асфальт и участившиеся солнечные удары не коррелируют между собой, но и то и другое может быть следствием летней жары.
Бывает так, что информации еще слишком мало, чтобы ставить эксперименты и проводить тесты, тогда-то на помощь и приходит прямое наблюдение. Оно позволяет не только собрать материал, но и избежать искажения данных, ведь неприметный наблюдатель никак не воздействует на ситуацию. Так можно изучать вербальное и невербальное поведение человека (как и что он говорит, как жестикулирует), поведение в группе лиц (физический контакт или его отсутствие, дистанция) и многое другое.
В некотором смысле наблюдение противопоставлено эксперименту, его условия — непосредственная связь наблюдателя и наблюдаемого и сложность, а порой и невозможность повторного наблюдения одного и того же явления.
Вам вручают анкету у выхода из метро, звонят по телефону и просят уделить тридцать секунд, присылают ссылку на анкету в сети по электронной почте...
«Что вы предпочитаете на завтрак, овсянку или яичницу?»
«Как вы проголосовали на выборах?»
«Какие телепрограммы вы смотрите чаще всего?»
Знакомо?
Как и социологические, психологические опросы позволяют с небольшими затратами и в минимальный срок собрать первичную информацию, необходимую для начала исследования.
Как долго вы способны сопротивляться стрессу, какими природными склонностями вы обладаете, какова скорость реакции — ответы на все эти вопросы могут дать тесты. Их великое множество: для малышей в детском саду, для молодежи на выпускных экзаменах в школе и на вступительных в колледжах, для взрослых на работе... Это один из самых популярных методов исследования в психологии.
Коэффициент интеллекта (англ. IQ — intelligence quotient, читается «ай кью») — оценивает уровень интеллекта человека в сравнении со среднестатистическими показателями для людей того же возраста. Результаты по нескольким разделам — на образное, абстрактное и вербальное мышление — суммируются для получения среднего значения. Самый популярный из тестов IQ разработан английским психологом Гансом Айзенком.
Единственное, что можно достоверно предсказать на основе результата теста IQ, — школьная успеваемость. Но даже если ребенок хорошо учится в школе, это не значит, что он преуспеет в профессиональной или другой сфере жизни
16-факторный личностный опросник был создан Рэймондом Кеттеллом в 1946 году. Тест позволяет выявить наиболее устойчивые черты личности, оцениваемые в парах, например: открытость — замкнутость, сознательность — беспринципность, самостоятельность — зависимость и т. д. Этот опросник с успехом используется по сей день (в социальной сфере, университетах, при отборе персонала).
Тест Роршаха впервые был опубликован в 1921 году психологом и психиатром из Швейцарии Германом Роршахом. Человеку предлагается описать десять картинок, на которых изображены симметричные по вертикальной оси чернильные кляксы. То, что испытуемый видит на картинках, обусловлено спецификой его собственной личности.
Например, человек, который видит правильную симметричную фигуру, обладает хорошим самоконтролем и здраво оценивает реальность.
Цветовой тест Люшера. Еще один швейцарский психолог, Макс Люшер, полагал, что восприятие человеком цвета — явление универсальное и объективное, хотя предпочтение в цветах субъективно и зависит от эмоционального состояния респондента. Расставляя цвета по мере предпочтения в данный момент, можно получить индивидуальную оценку психологического состояния человека и дать ему рекомендации, как избежать стресса и его физических проявлений.