«Отыщи всему начало, и ты многое поймешь». Предыстория психоанализа

«Психоанализ — великая вещь. После него ты не начинаешь понимать себя лучше, но знаешь почему.»
Вернер Мич

Каждый знает: из ничего не выйдет ничего. Из пустой земли не вырастет ни дерева, ни куста, ни цветка. Все должно иметь начало, точку зарождения и базу для развития. Это касается всего в нашем мире, будь то природное явление, музыкальное произведение или философская мысль. Не является исключением и одна из ветвей психологии — таинственный, загадочный, иногда пугающий, а иногда становящийся предметом колких и ехидных шуток психоанализ.

Давайте посмотрим, что же стало основанием для его возникновения?

Папа — Зигмунд Фрейд, а мама?

Психоанализ принято считать одним из ответвлений психологии. А психология — наука в некотором смысле парадоксальная. Начнем с того, что в ней разбираются как специалисты, так и каждый из нас. Психические явления доступны восприятию любого человека, ведь каждый способен испытывать страх, гнев, радость, а также мыслить, рассуждать и анализировать свои переживания. И это создает ложное ощущение, что научные методы исследования психологии излишни. Казалось бы, что сложного в том, чтобы разобраться в своих мыслях и мотивах поступков? Мы знаем себя изнутри так, как никто никогда не изучит нас извне! Вот тут-то и кроется ошибка. Изнутри и иначе не означает правильно и лучше. Вспомните, сколько раз вы понимали, что человек — совсем не такой, каким видит себя самого? И ведь не зря так популярна поговорка «со стороны виднее» — не так ли?

Чарльз Дарвин
Чарльз Дарвин. Фото 1869 года. В молодости Зигмунд Фрейд очень интересовался эволюционной теорией великого натуралиста

Второй парадокс заключается в том, что предыстория психологии очень древняя, а вот история ее как науки — очень короткая. Как такое может быть? Смотрите сами.

В древности изучением души занималась философия, позже к ней присоединилось богословие, и нет смысла здесь перечислять всех философов и богословов, чьи убеждения и постулаты позже легли в основу психологии. Сама же она как отдельная научная дисциплина выделяется лишь в последней четверти XIX века, когда был объявлен ее официальный отход от философии и декларировано сближение с естественными науками.

Забавно, но психоанализ повторил судьбу психологии чуть ли не «слово в слово». Кажется, в нем разбираются все, но стоит копнуть глубже — и мгновенно вопросов станет в сотни раз больше, чем ответов. Истоки психоанализа лежат в области все той же философии, естественных наук и поэзии, — да-да, представьте! — а само его возникновение датируют концом 1890 годов, когда Зигмунд Фрейд впервые четко сформулировал психоаналитическую теорию.

Кто прародитель — врач, философ или поэт?

Что же привело Зигмунда Фрейда к теории психоанализа? Ответить на этот вопрос довольно сложно. Еще в школе Фрейд был крайне увлечен эволюционным учением Дарвина и биогенетическим законом Геккеля; первые научные работы он писал, обучаясь в Венском физиологическом институте, где много и плодотворно работал в области гистологии, физиологии и неврологии. Именно в Венском университете Зигмунд познакомился с Йозефом Брейером и его катарсическим методом, примененным при лечении одной молодой пациентки. Катарсис — от древнегреческого «очищение». Еще Аристотель считал, что при сопереживании драматического действия на сцене у зрителя может произойти душевное очищение. Брейер пошел в несколько ином направлении и заставил пациентку в состоянии гипноза вспомнить о душевных травмах и переживаниях, вызванных ими, и прочувствовать их заново, что привело к исчезновению симптомов нервного расстройства.

Древние греки толковали понятие «катарсис» многозначно: как часть религиозной практики, «очищение» души; как этическую категорию (возвышение через прикосновение к прекрасному); как чисто физиологическую (расслабление после предельного напряжения) и так далее

Еще одним важным фактом можно считать знакомство Фрейда со знаменитым психиатром Шарко, работавшим в парижской клинике Сальпетриер. Там он лечил заболевших истерией — весьма распространенной тогда болезнью — и использовал гипноз как метод научного исследования и лечения.

Во время увлечения естественными науками Фрейд руководствовался принципом причинно-следственной связи, а, следовательно, и выстраивал медицинскую модель болезни по аналогии с лечением, например инфекционных заболеваний. Удали из организма туберкулезные бациллы, и больной излечится от туберкулеза. Но при этом молодого врача и ученого интересовали и философия, с древних пор размышлявшая о душе, и литература, и археология, и искусство...

«Большинство людей в действительности не хотят свободы, потому что она предполагает ответственность» (Зигмунд Фрейд)

В итоге в настоящее время практически невозможно установить, чьи именно идеи перерабатывал Зигмунд Фрейд в своих трудах. Но зато известно, что на его научно-медицинские воззрения огромное влияние оказали философ и математик Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646-1716), создавший учение о монадах; врач и естествоиспытатель Карл Густав Карус (1789-1869), который утверждал, что доступ к бессознательной психической жизни можно получить через чувства и сновидения; философ Эдуард фон Гартман (1842-1906), написавший трехтомную «Философию бессознательного»; философ и педагог Иоганн Фридрих Гербарт (1776-1841), в главном труде которого «Общая метафизика» (1828-1829) описываются «влечения», которые могут вытесняться и находиться «ниже порога сознания». Также среди «учителей» Фрейда следует упомянуть Артура Шопенгауэра с его «волей к жизни», так созвучной «влечениям» и «Эросу» Фрейда, и Ницше, написавшего: «„Я это сделал", — говорит моя память. „Я не мог этого сделать", — говорит моя гордость и остается непреклонной. В конце концов, память уступает». Это Фрейд позже назовет вытеснением.

Карл Густав Карус
Карл Густав Карус, один из «предтеч» психоанализа

Наука или герменевтика?

Отметим также и то, что в основе зарождающегося психоанализа лежали две противоположные силы того времени: естественно-научный подход и герменевтика. Расцвет науки в XIX веке диктовал: для любого явления существует логическое, поддающееся лабораторному и экспериментальному исследованиям и анализу объяснение.

«Есть истины, которые истинны лишь послезавтра; есть такие, что были истинны вчера... а некоторые не истинны ни в какое время» (Карл Густав Юнг)

В раннем наброске теории либидо, где объяснялись причины, цели и средства влечений, Фрейд чуть ли не впрямую опирается на понятийный аппарат естественно-научных дисциплин! Взять хотя бы понятия «психический аппарат», «разрядка количества напряжения», метафора электрического заряда, «сумма возбуждения», «вложение энергии, нагрузка», «сопротивление» и т. д.

Но не менее значимым в работах Фрейда со временем становится и герменевтический — толковательный — аспект. Ученый и практик призывал к пониманию — не важно, научного предмета, произведения искусства или человека и его проблем. Легко понять того, кто жалуется на неразделенную любовь или зубную боль. Ведь каждому доводилось ходить на прием к стоматологу или переживать любовные потрясения. В других случаях это может быть куда сложнее, но способность поставить себя на место другого человека — это чрезвычайно важное, иногда основополагающее, умение для врача. Со своими первыми пациентами Фрейд, очевидно, применял этот метод интуитивно, еще не имея научных наработок, пытаясь вывести бессознательные психические процессы наружу, сделать их доступными пониманию — своему и пациента. А это означало, что кроме мощной естественно-научной базы теория Фрейда содержала в себе не менее мощную философскую направленность, ту, что много позже Альфред Лоренцер и Юрген Хабермас назовут «глубинной герменевтикой».




Поделиться ссылкой