Протоптать тропинку между философией и религиозными догматами Непросто. В XII веке арабский ученый Аверроэс попытался совместить богооткровенные истины с истинами, предлагаемыми философией.
Ибн Рушд, известный в Европе под латинизированным именем Аверроэс, родился в Кордове, расположенной на современной территории юга Испании, но в его время это был один из самых развитых городов на Земле и блестящий центр исламской культуры. Днем Аверроэс был юристом, но ночью он превращался в радикального философа и ученого, работающего над обширными комментариями трудов Аристотеля. Его заслуги привлекли внимание калифа, который назначил Аверроэса придворным врачом в Марокко.
Философская задача, которую поставил перед собой Аверроэс, заключалась в примирении двух учений — Корана и Аристотеля. Для него идеи Аристотеля были буквальным пониманием Вселенной, в то время как Коран содержал поэтический взгляд на природу вещей, который периодически вступал в противоречие с самой природой.
Однако он не видел оснований для столкновения двух школ мысли. Достаточно образованные люди, по мнению Аверроэса, были способны так толковать Коран, чтобы его поэтическая истина совпадала с взглядами Аристотеля. А для неграмотных бедных хватит и Корана, потому что так им проще будет уловить его суть.
Самая сложная проблема, с которой сталкивался Аверроэс, была проблема природы души: бессмертная в исламе, но не у Аристотеля. Аверроэс предпочитал исламский подход, декларативно отказаться от него означало приговорить себя к наказанию. Однако он соединял исламское представление о бессмертии души с аристотелевской концепцией деятельного разума, которая исходила из того, что истины бессмертны и существуют за пределами сознания тех, кто думает о них.