Человек и сверхчеловек

Если Сёрен Кьеркегор обнаружил экзистенциальную тревожность, то Фридрих Ницше нашел экзистенциальную ярость. Его работы были эклектичными, но дерзкими и возвещали наступление эры крайностей, когда человечество начнет исследовать границы верного и неправильного.

Блестящий и эксцентричный в равной степени, Ницше в своей знаменитой книге «Так говорил Заратустра» привлек общее внимание одним потрясающим заявлением: «Бог умер!» Это довольно трудно представить. Как всемогущее и бесконечное существо может умереть? Что ж, Ницше был атеистом и придерживался концепции, что его никогда и не было, но это далеко не исчерпывающее значение этого часто цитируемого слогана. Ницше указывал на то, что нравственность была запечатана внутри концепции Бога, доброжелательного, но строгого судьи, который обладает способностью видеть все, что мы делаем.

Ницше не верил в то, что нравственность нуждается в этом якоре. Он, по сути, перевернул всю идею с ног на голову. Там, где христианство (или любая другая религия) расценивает оскорбление Бога как величайшее богохульство, Ницше утверждает, что настоящее оскорбление самой жизни — продолжать трепетать перед Господом! Платон сказал, что истинный мир находится за пределами наших чувств в мире Идей, и точно так же христианские отцы церкви учили, что истинный, высший мир небес ждет нас по ту сторону смерти. Но для Ницше мир был здесь и сейчас.

Ницше
Даже на этом, очень лестном, портрете патологический энтузиазм, который свел Ницше с ума, виден сквозь дагерротип

Герои и рабы

Ницше, будучи ведущим персонажем в довольно аморфной философской традиции, известной как экзистенциализм, верил, что нравственность, выбор между добром и злом — личное дело каждого. Идея, что Бог дал нам нравственность, это — традиция, придуманная человеком. Напротив, утверждал Ницше, наша нравственность родом из античных времен, например из Греции, где герои торжествовали благодаря своей власти и благородству.

Философия Ницше отметала все пределы дозволенного человечеству — он верил, что все возможно. однако он был противником национализма и вряд ли бы счел нацистов сверхлюдьми

В свою очередь, смертные люди развивали «нравственность раба», где сила и господство были злом, а помощь слабым и нуждающимся — добром. Ницше утверждал, что мы должны отбросить нашу рабскую мораль и вернуться к более героической «нравственности господина», ухватившись за возможность быть всем тем, чем мы можем быть — и даже больше. Он предполагал, что люди, «переоценившие свои ценности» и живущие по правилам нравственности господина, смогут устремить человечество к новым высотам. Такой человек сможет стать Übermensch (сверхчеловеком, или более популярно — суперменом).

Не так уж редко люди, которые могут мыслить так отлично от большинства, страдают приступами душевной болезни. Ницше был одним из таких людей и провел поздние годы своей жизни в лечебнице. Контроль над его работами перешел к его сестре Элизабет. Она придерживалась антисемитских и националистических воззрений и отредактировала работы брата так, чтобы они отражали ее собственные взгляды. В результате учение Ницше стало источником вдохновения для нацистов, что совершенно противоречило радостному, жизнеутверждающему духу его философии.

«Так говорил Заратустра»

Знаменитый саундтрек из культового фильма 1968 года «2001 год: Космическая одиссея» назван в честь одноименной книги Ницше. Музыка была написана в 1896 году Рихардом Штраусом, который был вдохновлен этой работой философа. Главный герой фильма Дейв, астронавт, путешествующий сквозь космос в поисках инопланетян. После того как бортовой компьютер «раб» делает безуспешную попытку стать «хозяином», Дейв совершает переход к новому уровню человеческого, или сверхчеловеческого, сознания.

Космическая одиссея



Поделиться ссылкой